Управленческий учет в Digital-агентстве
Что и как считать, чтобы не прогореть. Теория и примеры из практики.
Подборка советов, статей и курсов для начинающих вебмастеров и владельцев сайтов
SEO, или поисковая оптимизация — это целый комплекс работ над сайтом, направленный на то, чтобы занять лучшие места в выдаче поисковых систем и в течение длительного времени получать органический трафик. Подготовили подборку материалов, которые помогут начинающим специалистам структурировать свое обучение.
Введение в поисковое продвижение
Оптимизация поведенческих факторов и юзабилити
Оптимизация контента и метаинформации
Санкции и фильтры поисковых систем
Бесплатные курсы по SEO для новичков
SEO (Search Engine Optimization, поисковая оптимизация) — это оптимизация ресурса под поисковые системы (ПС) с целью привлечения органического трафика. Она включает целый комплекс мероприятий: сбор ключей и составление структуры сайта, техническую оптимизацию, улучшение поведенческих и коммерческих факторов, работу над ссылочным профилем и еще много всего.
Быстрых результатов здесь ждать не стоит. В SEO идет упор на комплексную и постоянную работу над проектом. Приходится учитывать много факторов ранжирования, а также следить за обновлениями алгоритмов Яндекса и Google. Однако результат того стоит. Попав на первые позиции поисковой выдачи по целевым запросам, вы обеспечите постоянный приток трафика на сайт и сэкономите на рекламе.
В отличие от контекстной рекламы, SEO дает длительный эффект. Трафик из поиска продолжает идти до тех пор, пока вы остаетесь на первых строчках выдачи. Если ресурс качественный и грамотно оптимизирован, это может длиться месяцы и даже годы. В контекстной рекламе трафик идет только во время рекламной кампании, и за каждого посетителя приходится платить.
SEO начинается уже на этапе проектирования сайта. Нужно разработать простую и понятную структуру, определиться с разделами, интерфейсом и функционалом проекта.
При проектировании учитывайте следующие рекомендации:
О внутренней перелинковке, основанной на требованиях SEO, мы рассказывали в этом материале.
При проектировании сайта рекомендуем анализировать конкурентов в выдаче. Посмотрите, какие категории и разделы есть на других ресурсах, как реализована навигация и проработан интерфейс, какие элементы привлекают внимание. Отметьте важные моменты и подумайте, каким образом их можно реализовать на своем проекте.
Семантическое ядро — это все ключевые слова и фразы, по которым вы хотите продвигать сайт в поисковых системах. От его полноты зависит, какой трафик удастся привлечь. Для сбора семантического ядра можно использовать специальные автоматизированные сервисы, список которых вы найдете ниже в статье.
Если проект небольшой, можно воспользоваться бесплатным инструментом «Подбор слов» («Вордстат») от Яндекса.
Укажите поисковый запрос в строке и перейдите в раздел «Топы запросов». В режиме «Популярные» вы увидите запросы, содержащие этот ключ. Рядом с каждым из них стоит цифра, обозначающая, сколько раз в месяц пользователи вводили эту фразу в поиске.
Переключитесь на «Похожие» и найдете интересные ключи для дополнения семантического ядра.
Сначала рекомендуем собрать основные (базовые, маркерные) ключи, которые задают тематику страницы или раздела сайта. Далее на их основе можно найти дополнительные ключи или «хвосты», дополняющие тему. Например, «купить диван» — это маркерный запрос, а «купить серый диван в гостиную» — это «хвост».
Подробную инструкцию по Wordstat найдете в этой статье, а гайд по сбору семантического ядра — здесь.
Техническая или внутренняя оптимизация сайта — это комплекс работ над структурой и настройками проекта. Важно, чтобы все страницы открывались без ошибок, сайт быстро загружался на любых устройствах, был доступен и правильно индексировался. Первое, что нужно сделать в процессе внутренней оптимизации — это создать файлы robots.txt и sitemap.xml.
Это текстовый документ, который показывает поисковым системам, как именно нужно индексировать сайт, какие страницы нужно добавлять в базу, а какие — нет. Его загружают в корневую папку сайта, предварительно прописав нужные директивы.
Вот пример одного из таких файлов:
Содержимое robots.txt зависит от проекта, универсальных решений здесь нет. В большинстве случае рекомендуется скрывать от индексации страницы для печати, авторизации и регистрации профиля, сравнения товаров, а также дубли, которые нельзя полностью удалить. Проверить корректность работы robots.txt можно в Яндекс Вебмастере.
Про robots.txt в нашем блоге есть несколько материалов:
Как составить robots.txt для интернет-магазина
Как составить правильный robots.txt для Яндекса и Google [инструкция]
Как закрыть сайт от индексации поисковыми роботами
Карта сайта (sitemap.xml) — это документ со списком всех индексируемых страниц. Ее можно сгенерировать онлайн в специальных сервисах, например, SitemapXML или Sitemap Generator, либо с помощью плагинов для CMS. Документ должен быть в формате UTF-8, содержать не более 50 000 ссылок и весить до 50 Мб.
Как создать XML карту сайта, читайте здесь.
Также в рамках технической оптимизации нужно регулярно проверять сайт на наличие битых ссылок, дублей и других ошибок. В этом помогут специальные сервисы, список которых будет ниже.
А более подробно погрузиться в изучение технической стороны SEO помогут эти статьи в нашем блоге:
Чек-лист по оптимизации сайта, часть 1: внутренние факторы SEO
Как проверить валидность кода и найти ошибки в HTML и CSS
Как настроить микроразметку Schema.org без помощи программиста
Формат микроразметки JSON-LD: что это такое
15+ возможностей .htaccess, о которых вы могли не знать
Как использовать noindex и nofollow
Какой должна быть скорость загрузки сайта [и как ее увеличить]
Как провести аудит страницы при помощи PageSpeed Insights и ускорить ее
Статус и заголовки ответа сервера: что это и как проверить
Яндекс и Google оценивают не только сайт, но и то, какие ресурсы на него ссылаются. Поэтому не покупайте ссылки на заспамленных и некачественных ресурсах (донорах), не подходящих по тематике.
Для получения естественных и бесплатных ссылок публикуйте интересный контент, которым пользователи сами захотят делиться в социальных сетях и блогах. Также для эффективного и безопасного линкбилдинга можно воспользоваться автоматизированными сервисами. Например, в PromoPult есть технология продвижения ссылками с PBN-сетей, о ней мы подробно рассказывали в этой статье.
Технологиям внешней оптимизации в нашем блоге посвящен специальный раздел.
На SEO влияют не только внешние и внутренние факторы, но и юзабилити сайта. Поисковые системы отслеживают, как посетители ведут себя на странице, насколько быстро уходят, кликают ли по ссылкам, кнопкам и так далее.
Для оценки поведенческих факторов используется много метрик, одна из наиболее важных — показатель отказов, который можно отследить с помощью Яндекс Метрики. Чем он ниже, тем лучше.
Причины высокого показателя отказов:
Для оценки поведенческих факторов используйте «Вебвизор». Он показывает, как посетители ведут себя на странице, куда чаще нажимают и на каком этапе уходят с сайта.
Как провести юзабилити аудит сайта самостоятельно, читайте в этой статье.
Коммерческие факторы важны для интернет-магазинов и сайтов, продающих товары и услуги. Это элементы, влияющие на решение о покупке товара: кнопки для оформления заказа, корзина, информация о доставке и вариантах оплаты, описание подробных условий покупки, блоки доверия с отзывами покупателей и т. д.
Чтобы понять, какие коммерческие факторы нужно внедрить на сайт, проанализируйте ресурсы конкурентов.
В работе над коммерческими факторами помогут наши статьи:
Коммерческие факторы ранжирования в e-commerce и на сайтах услуг
Юзабилити анализ корзины на сайте
Технологии апсейла и кроссейла: как увеличить продажи с помощью товарных рекомендаций
Чек-лист по оптимизации сайта, часть 2: юзабилити и коммерческие факторы
Советы по оптимизации контента:
Проверить уникальность и заспамленность текстов можно в сервисах Text.ru и Advego.ru.
Подробнее — в наших материалах по теме оптимизации контента:
Оптимизация контента своими руками [инструкция PromoPult для копирайтеров]
Как заказывать тексты для коммерческого сайта [инструкция PromoPult]
Как наполнять сайт полезным контентом на полном автомате [инструкция PromoPult]
Для каждой страницы заполняйте важные метатеги — title и description. Они должны быть уникальными, отражать тематику и содержать ключевые слова в естественной форме.
Title и description часто отображаются в сниппете, поэтому напрямую влияют на то, как часто пользователи будут переходить на сайт из поиска.
Обо всех важных метатегах и заголовках для SEO мы рассказывали в этой статье.
Поисковые системы следят за качеством сайтов в выдаче, поэтому могут накладывать фильтры на ресурсы, которые не соответствуют правилам. Чаще всего санкциям подвергаются проекты, публикующие переоптимизированный или неуникальный контент и спам, а также занимающиеся продажей или покупкой ссылок в чрезмерных количествах.
Примеры фильтров Яндекса можно найти здесь, Google — здесь. А как проверить сайт на санкции поисковиков, мы писали в этой статье.
Если сайт попал под один или сразу несколько фильтров, нужно сначала выяснить причину, а затем попытаться ее устранить. Определить наличие санкций можно через панели Google Search Console и Яндекс Вебмастера. Если никаких данных в сервисах нет, а сайт просел по позициям, стоит написать в техподдержку ПС и уточнить, не наложен ли на проект фильтр.
SEO-специалисты в своей работе пользуются специальными сервисами и расширениями, которые помогают автоматизировать многие задачи. Базовыми инструментами можно назвать Google Search Console и Яндекс Вебмастер. Это бесплатные сервисы для вебмастеров и владельцев сайтов от Google и Яндекса. С их помощью можно найти серьезные технические ошибки, проверить индексацию страниц, адаптивность дизайна, структуру проекта, наложение санкций и многое другое.
Подробный гайд по работе с Яндекс Вебмастером — в этой статье, с Google Search Console — здесь.
Комплексные сервисы для SEO-специалистов и владельцев сайтов:
Сервисы для технического аудита:
Сервисы для проверки внешних ссылок:
Сервисы для сбора ключевых слов:
Подборки полезных для оптимизатора сервисов найдете в этих статьях:
Как узнать статистику запросов в Яндексе и Google по ключевым словам в 2023 году
10 сервисов для съема позиций в SEO
Лучшие сервисы проверки посещаемости своего или чужого сайта
Как парсить сайт: 20+ инструментов на все случаи жизни
SEO-аудит удобно проводить по чек-листу, пошагово двигаясь от пункта к пункту, чтобы ничего не упустить. В интернете можно найти много гайдов и списков с рекомендациями, что и как нужно проверять. Мы разберем чек-лист от PromoPult. Его преимущество в том, что система сама проанализирует сайт и покажет, какие пункты нуждаются в доработке. Это очень удобно, особенно, если вы начинающий специалист и пока не знаете, на что обратить внимание в первую очередь.
Для проверки сайта по чек-листу зарегистрируйтесь в PromoPult и заведите SEO проект.
Перейдите в раздел «Управление SEO» → «Профессиональные настройки».
Выберите блок «Оптимизация сайта».
Система автоматически проведет аудит сайта и покажет список работ, которые нужно выполнить. Чтобы ознакомиться с подробной инструкцией по каждому пункту, кликните на задачу. Ее описание появится в колонке справа.
Зеленая галочка рядом с задачей означает, что все в порядке и работа уже выполнена. Оранжевая метка показывает, что нужны доработки. Вы можете самостоятельно пройтись по всему чек-листу и внести изменения в проект либо передать эту задачу специалистам PromoPult.
На бесплатных курсах можно изучить основы SEO, понять принципы ранжирования сайтов в поисковых системах и получить общее представление о профессии SEO-специалиста. При выборе обучения обращайте внимание на дату обновления материалов. Чем новее курс, тем лучше, так как в SEO все быстро меняется и то, что работало 3-5 лет назад, может оказаться бесполезным сегодня.
Подборка актуальных бесплатных курсов по SEO-продвижению для новичков:
SEO неразрывно связано с веб-аналитикой. При продвижении сайта важно уметь отслеживать и фиксировать результаты проведенных работ, находить сдерживающие факторы и точки роста проекта.
Изучить веб-аналитику с нуля помогут следующие материалы:
Этих материалов будет достаточно, чтобы научиться работать с основными метриками для анализа посещаемости сайта. Если же вы хотите освоить профессию веб-аналитика, лучше выбирать платные курсы с поддержкой кураторов и прохождением практики.
SEO — важный инструмент для повышения видимости и рейтинга сайтов в поисковых системах. Он включает в себя комплекс мероприятий для улучшения качества и структуры контента, оптимизации ресурса и создания внешней ссылочной массы. Благодаря SEO, сайты могут получать больше органического трафика, увеличивать конверсию и, в конечном итоге, улучшать свои позиции, приносить лиды и продажи.
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2Vtzqw3kK7Y
Что и как считать, чтобы не прогореть. Теория и примеры из практики.
Данные по максимальному числу слов, символов и предложений в разных типах выделенных описаний
Работа с данными, расширенные функции и приложения для Google Sheets
— Мы только спросить: нужен трафик и лиды из поиска Яндекса и Google?
Подключите бесплатное продвижение на 2 недели и получите взрывной рост позиций в Яндексе и Google, целевой трафик и продажи.
Настоящим Я даю свое полное согласие на получение электронных уведомлений (на указанные мой абонентский номер и адрес электронной почты), а также выражаю явное и полное согласие на сбор, хранение, обработку и передачу персональных данных, согласно положениям, изложенным в Политике конфиденциальности, расположенных по адресу: promopult.ru/rules.html?op=private, с которыми я ознакомился и принял.