Что лучше — SEO или контекстная реклама?
SEO и контекстная реклама относятся к самым популярным инструментам продвижения бизнеса в сети. При этом у каждого есть свои сильные и слабые стороны. И поисковое продвижение, и контекст могут показать крутые результаты и, наоборот, не принести конверсий, а только слить бюджет.
Что лучше, SEO или контекстная реклама, и как использовать эти каналы привлечения лидов вместе — разбираемся в статье.
Оглавление
- Что такое SEO продвижение
- Принципы работы
- Основные этапы
- Аудит сайта
- Сбор семантического ядра
- Техническая оптимизация и улучшение структуры
- Внутренняя оптимизация
- Внешняя оптимизация
- Анализ результатов
- Плюсы и минусы SEO
- Что такое контекстная реклама
- Как работает контекстная реклама
- На основе поисковых запросов пользователей
- На основе интересов аудитории
- На основе поведения пользователей
- Где размещается контекстная реклама
- Как работает аукцион в Яндекс Директе
- Преимущества и недостатки контекстной рекламы
- Сравнение SEO и контекстной рекламы: таблица
- Когда стоит выбрать SEO
- Когда лучше выбрать контекстную рекламу
- Как заставить SEO и PPC работать вместе
- Стратегия 1: контекст на старте и SЕО для удержания позиций
- Стратегия 2: одновременный запуск рекламы и SEO
- Пример стратегии одновременного запуска контекстной рекламы и SEO
- Ошибки при выборе канала продвижения
- Подытожим
Что такое SEO продвижение
Принципы работы
SEO — комплекс мероприятий, направленных на повышение видимости сайта в результатах поиска.
Задачи поискового продвижения:
- Повысить позиции сайта в органической выдаче, в идеале — вывести в топ-10 результатов по целевым запросам. Чем выше ссылка на сайт показывается по ключевому запросу в выдаче Яндекса и Google, тем больше трафика получает ресурс, а бизнес — потенциальных клиентов.
- Привлечь целевую аудиторию. Сайт оптимизируется под запросы пользователей, которые ищут определенную информацию или продукт.
- Повысить узнаваемость и авторитет. Стабильное присутствие сайта на топовых позициях выдачи повышает узнаваемость бренда и формирует доверие пользователей.
- Получить конверсии при относительно низких затратах. Создание и поддержка оптимизированного сайта обходится бизнесу дешевле, чем проведение агрессивных рекламных кампаний.
Результаты органической выдачи Яндекса
Основные этапы
Чтобы быстрее получить результаты от SEO, стоит озаботиться оптимизацией сайта еще в процессе его создания. Кратко остановимся на этапах поискового продвижения сайта.
Аудит сайта
Проводят комплексную проверку сайта, в том числе определяют ошибки и возможные точки роста для улучшения позиций в выдаче. Также анализируют целевую аудиторию, сайты конкурентов и нишу в целом.
Как провести SEO-аудит самостоятельно, читайте в этом материале.
Сбор семантического ядра
На этом этапе подбирают ключевые слова, по которым могут искать товары или услуги потенциальные покупатели:
- Собирают семантику с помощью специальных сервисов.
- Чистят запросы от нецелевых, мусорных и дублей.
- Кластеризуют — группируют по тематикам, продуктам, пользовательскому интенту и поисковой выдаче.
- Анализируют запросы по частотности, конкурентности и региональности.
- Распределяют кластеры ключевых слов по посадочным страницам сайта.
Как быстро и бесплатно собрать семантику для SEO в PromoPult, читайте здесь.
Техническая оптимизация и улучшение структуры
В ходе технической оптимизации проводят такие мероприятия:
- повышение скорости загрузки сайта;
- настройка мобильной версии;
- устранение битых ссылок и дублей;
- оптимизация изображений;
- настройка безопасности (особенно это актуально для интернет-магазинов).
Внутренняя оптимизация
Упор делается на оптимизацию контента — наполнение сайта текстами, в которых используются ключевые слова из собранного семантического ядра. Также оптимизируют изображения, заголовки и метатеги, настраивают внутреннюю перелинковку.
Внешняя оптимизация
В этот этап входит работа над наращиванием качественной ссылочной массы для повышения авторитета сайта в поисковых системах.
Анализ результатов
С помощью веб-аналитики отслеживают позиции сайта по ключевым словам, трафик, конверсии и другие метрики. На основании данных корректируют стратегию.
Более подробно об основных этапах SEO читайте в нашем гайде.
Плюсы и минусы SEO
Грамотное продвижение приводит трафик на сайт из органической поисковой выдачи без вложений в рекламу. Но сам комплекс мероприятий очень объемный, требует регулярности и терпения — результат может быть заметен через несколько месяцев.
Плюсы SEO
- Долгосрочный эффект. Если сайт занял и удерживает топовые позиции в поисковой выдаче, он будет получать трафик месяцами без вложений в платный трафик.
- Условно бесплатный трафик. Не нужно платить за каждый клик, но нужно учитывать затраты на оптимизацию.
- Рост узнаваемости и лояльности аудитории. Сайты на топовых позициях выдачи вызывают больше доверия у пользователей.
- Привлечение лидов. Посетители из органики не просто заходят на сайт, но и совершают целевые действия (покупки, подписки, регистрации и т. д.).
Недостатки поискового продвижения
- Длительный срок получения результатов. Первые заметные результаты от SEO, как правило, можно заметить через несколько месяцев.
- Необходимость в постоянной работе. Результаты от SEO будут ощутимы, если регулярно обновлять семантику и контент, постоянно поддерживать техническое состояние на высоком уровне, следить за алгоритмами поисковых систем и внедрять передовые технологии.
- Зависимость от изменения алгоритмов. Важно отслеживать апдейты Яндекса и Google и адаптировать сайт под новые требования, чтобы он не потерял позиции.
- Зависимость от конкуренции в нише. Например, интернет-магазинам в 2025 году практически нереально конкурировать за топ выдачи с маркетплейсами.
Технологии поискового продвижения PromoPult позволяют вывести сайт в топ в короткие сроки даже по сложным высококонкурентным запросам. Посмотрите кейсы в тематике вашего сайта.
Протестируйте SEO бесплатно в течение двух недель. Предоплата не нужна. Оцените результат и решите, продолжать ли продвижение дальше.
В новом типе SEO-проектов «Динамическое SEO» семантику подбирает и корректирует AI инструмент, чтобы привлечь как можно больше целевого трафика при заданном бюджете.
Подключайте SEO в PromoPult и получайте трафик из поиска.
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2Vtzqw8MhT5
Что такое контекстная реклама
Контекстная реклама — вид рекламы в интернете, когда объявление показывается в ответ на запрос, с учетом интересов и поведения пользователей.
В России запустить контекстную рекламу можно только в Яндекс Директе.
Как работает контекстная реклама
На основе поисковых запросов пользователей
Пользователь вводит в строку поиска запрос и видит результаты выдачи, в которых есть рекламные объявления.
В поиске Яндекса объявления обозначены пометкой «промо»
На основе интересов аудитории
Объявления показываются с учетом настроек таргетинга по интересам ЦА. Может показываться как на поиске, так и на сайтах-партнерах Рекламной сети Яндекса (РСЯ). Как таргетироваться на интересы и привычки ЦА, читайте в статье.
Выбор таргетинга по интересам и привычкам в настройках кампании
На основе поведения пользователей
Зависит от заданных целей в кампании и настроек ретаргетинга. Реклама будет «догонять» пользователей, которые посетили сайт и совершили на нем определенные действия. Например, положили товар в корзину, но не совершили покупку. Обычно такие объявления имеют мощное УТП, чтобы теплая аудитория выполнила целевое действие.
Ретаргетинговое объявление на сайте РСЯ
Где размещается контекстная реклама
- В результатах поиска. Например, в России — в поиске Яндекса, в мире — в поиске Google.
- На сайтах-партнерах, которые участвуют в рекламных сетях поисковых систем. У Яндекса это место размещения называется Рекламная сеть Яндекса (РСЯ), у Google — контекстно-медийная сеть (КМС).
- В мобильных приложениях и играх.
Как работает аукцион в Яндекс Директе
Рекламные объявления для показа отбираются по принципу аукциона. Побеждает то предложение, которое имеет конкурентную ставку, хорошее качество, прогнозируемо высокую кликабельность.
Рекламный аукцион в Директе работает так:
1. Определение участников. Система сравнивает предложения всех рекламодателей по установленным критериям.
2. Ранжирование объявлений. Все объявления ранжируются системой с учетом имеющихся ставок, качества, CTR и других показателей.
3. Определение лидера. Побеждает в аукционе рекламодатель с лучшим предложением.
4. Оплата — в зависимости от модели аукциона. В Яндексе действует VCG-аукцион на поиске и поисковых площадках и аукцион второй цены на тематических площадках и внешних сетях.
Преимущества и недостатки контекстной рекламы
К преимуществам контекста можно отнести:
- Быстрый результат — можно настроить за короткое время и начать получать результаты уже в первые дни показа объявлений.
- Точное нацеливание на аудиторию в зависимости от настроек таргетинга.
- Гибкое управление и контроль. Рекламные кабинеты позволяют оптимизировать кампанию и вносить изменения в любые настройки (тексты, креативы, ставки, настройки таргетинга и т. д.).
- Подробные данные для аналитики — все необходимые отчеты для анализа рекламных кампаний.
Но есть у контекстной рекламы и недостатки:
- Высокая конкуренция. В перегретых тематиках стоимость клика может быть очень высокой из-за большого числа рекламодателей.
- Необходимость постоянного контроля и корректировок. Результат напрямую зависит от того, насколько грамотно была настроена кампания и насколько своевременно вносятся корректировки на основе данных об эффективности.
- Высокий риск «слить бюджет». К этому могут привести неверно выбранные цели, неточные ключевые слова, слишком широкие или узкие настройки таргетинга, заниженные или наоборот сильно завышенные ставки и другие ошибки.
- Краткосрочный эффект — работает, пока идет показ объявлений.
Об особенностях контекстной рекламы более подробно узнаете из этой статьи. А о том, как работает реклама в Яндекс Директе, читайте здесь.
Сравнение SEO и контекстной рекламы: таблица
Собрали основные отличия поискового продвижения от контекста в таблицу.
| Параметр | SEO | Контекстная реклама |
|---|---|---|
| Скорость результата | как правило, нужно несколько месяцев для достижения результата | быстрый эффект сразу после запуска |
| Стоимость | бюджет распределен на весь период продвижения | чтобы получить конверсии, нужно сразу выделить определенную сумму |
| Окупаемость | выше на длинной дистанции | быстрее, но при условии грамотной настройки |
| Долговечность | долгосрочный эффект | работает, пока есть рекламный бюджет |
| Для каких целей подходит | для получения устойчивого трафика из органической выдачи | для увеличения продаж, запуска нового продукта, акций, тестирования гипотез, брендовых кампаний |
Когда стоит выбрать SEO
SEO подходит в следующих ситуациях:
- Долгосрочная цель — если стоит задача привлечь стабильный трафик и получать доход от сайта на протяжении нескольких лет.
- Высокая конкуренция. SEO позволяет привести посетителей из органической выдачи и обойти конкурентов, тогда как в рекламе нужно выиграть аукцион, что в высококонкурентных нишах бывает сложно и очень дорого.
- Реклама запрещенных товаров и услуг. Многие продукты нельзя рекламировать. Например, табачные изделия, алкоголь, азартные игры, криптовалюту. В таких тематиках единственным легальным способом продвижения остается SEO.
- Промоушен товаров и услуг с постоянным спросом. Сюда относятся медицинские услуги, образование, продукты питания и т. д.
Когда лучше выбрать контекстную рекламу
Контекст нужно выбирать, когда поисковое продвижение неэффективно — например, для новых сайтов или краткосрочных акций:
- Сезонные предложения и акции, розыгрыши, распродажи.
- Новые продукты. Стоит запустить рекламу по запросам, близким к новому предложению. Например, по запросам, связанным с химчисткой, настроить объявления для химчистки кроссовок и сумок.
- Разовые краткосрочные проекты. Например, лендинги конференций и вебинаров.
- Привлечение «горячей» аудитории, если продукт хорошо известен на рынке и пользователи часто ищут его в поисковике.
- Расширение охвата. Контекст хорошо работает, если у бизнеса есть цель привлечь покупателей из других регионов.
- Новые сайты, рост которых в поиске займет месяцы, а реклама привлечет конверсии сразу после запуска.
Контекстную рекламу в PromoPult можно настроить в PPC-модуле или прямом аккаунте Яндекс Директа.
В любом случае вы сможете пополнять счет с единого баланса PromoPult, отслеживать статистику по всем каналам на интерактивном дашборде, пользоваться бесплатной и автоматизированной маркировкой рекламы.
Модуль «Контекстная реклама» подходит для быстрого и простого запуска кампании. Разобраться сможет даже новичок: здесь много подсказок, AI генерация объявлений и креативов, автоуправление ставками. Пополните баланс на сумму от 3000 ₽, и специалист PromoPult настроит кампанию бесплатно.
Прямые аккаунты Яндекс Директа дают доступ к полному функционалу рекламного кабинета Яндекса. Вы сможете гибко настроить кампанию и присоединиться к бонусной программе PromoPult — ежедневно возвращать 5% от затрат на внешнюю рекламу.
Выбирайте способ запуска контекстной рекламы в PromoPult, исходя из своих целей и возможностей.
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2Vtzqw8MhT5
Как заставить SEO и PPC работать вместе
Стратегия 1: контекст на старте и SЕО для удержания позиций
Если нужно получить быстрый результат в сжатый период при ограниченном бюджете, стоит начинать с рекламы.
Какие задачи выполняет контекст в этом случае:
- Быстро привлечь трафик на сайт по целевым ключевым фразам.
- Собрать данные. Из отчетов рекламных кабинетов и систем аналитики можно узнать, по каким словам было получено больше всего переходов и откуда, какие слова обладают высокой конверсией и т. д.
- Проверить гипотезы. Запуск рекламы позволяет проверить спрос на продукт и найти самые эффективные ключевые фразы для использования в SEO.
Далее можно подключать поисковую оптимизацию для удержания позиций сайта по продвигаемым ключевым словам:
- Оптимизировать метатеги и контент посадочных страниц под самые эффективные ключи.
- Разместить качественные обратные ссылки, используя целевые анкоры.
- Провести техническую оптимизацию, чтобы сайт был удобным для посетителей и соответствовал требованиям поисковых систем.
Стратегия 2: одновременный запуск рекламы и SEO
Одновременный запуск контекстной рекламы и SEO удвоит эффект от онлайн-продвижения и принесет больше конверсий.
Почему такая стратегия работает:
- Пересечение аудиторий и стабильный трафик в будущем. Реклама привлечет немедленный трафик на сайт, а SEO обеспечит стабильный рост сайта в перспективе. В будущем это позволит получать новых посетителей без затрат на рекламу.
- Оптимизация расходов. По ключевым для бизнеса запросам можно запустить рекламу и одновременно работать над привлечением органического трафика по остальным ключам.
- При помощи рекламы можно быстро привлечь на сайт большое количество пользователей. Поэтому будет легко собрать статистические данные для дальнейшего анализа и принятия верных решений в SEO.
- Прокачка поведенческих факторов ранжирования. Попадая на сайт по рекламе, люди будут переходить по разделам, заполнять формы, кликать на кнопки, скроллить страницы. Если сайт удобный и информативный, все эти действия послужат положительными сигналами для поисковиков.
SEO и контекстную рекламу удобно запускать в едином интерфейсе платформы PromoPult. Не нужно быть профессионалом и иметь опыт в поисковом продвижении или настройке контекстной рекламы. AI инструменты подбирают ключевые слова и распределяют их по страницам, генерируют объявления, управляют ставками. Результаты SEO и контекста отображаются на интерактивном дашборде: вы сразу видите, какой канал растет, а какой проседает и требует внимания.
Кроме этого, вы получаете единый договор и комплект документов на оба вида продвижения, бесплатную маркировку рекламы и удобное распределение денег с единого баланса PromoPult.
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2Vtzqw8MhT5
Пример стратегии одновременного запуска контекстной рекламы и SEO
Рассмотрим, как реклама и SEO могут эффективно работать вместе, на примере продвижения нового сайта.
Исходные данные
- Задача — продвинуть с помощью контекстной рекламы и поискового продвижения интернет-магазин женской одежды.
- Целевая конверсионность — 3% (средняя для розничной торговли — от 2 до 5%).
- Средний чек от одной покупки — 1000 рублей.
- Месячный бюджет на SEO и контекст — 100 000 рублей.
- План действий разрабатывается на год, то есть годовой бюджет на продвижение составит: 100 000 * 12= 1 200 000 рублей.
- Цель — получить через 6 месяцев стабильный поток трафика из поисковых систем и наращивать дальнейший объем продаж с помощью рекламы. За первые полгода стоит задача нарастить посещаемость до 500 человек в день.
Этапы продвижения интернет-магазина
1. Реклама запускается с первых дней работы интернет-магазина. Для получения максимального эффекта запускается реклама в РСЯ (для привлечения холодной ЦА) и реклама на поиске (для теплой аудитории). Далее магазин подключает ретаргетинг, чтобы возвращать на сайт посетителей, которые добавляли товар в корзину и просматривали 3 и более страницы каталога.
2. Сайт сделан с учетом всех требований поисковых систем: техническая оптимизация, контента с ключевыми словами, внутрення оптимизация. Параллельно продолжаем оптимизировать его с учетом данных, полученных после запуска рекламы.
3. Рассчитываем целевые показатели, которых интернет-магазин планирует достичь через 6 месяцев.
Целевое количество продаж в день:
П = Посещаемость * Конверсионность
П = 500 * 0,03 = 15 покупок
Количество продаж за месяц:
Пм = Количество покупок в день * Количество дней в месяце
Пм = 15 * 30 = 450 покупок
Валовая месячная выручка составит:
Вв = Число покупок * Средний чек от покупки
Вв = 450 * 1000 = 450 000 рублей
Определим, сколько денег нужно выделить на рекламу и SEO.
Расчет бюджета на рекламу проводим исходя из желаемых объемов заказов:
Бюджет = Количество желаемых заявок * Допустимая стоимость заявки
Расчеты выше показывают, что бизнес планирует получать 450 покупок в месяц. Предельная стоимость заявки — 160 рублей.
Бюджет на рекламу в месяц составит: 160 * 450 = 72 000 рублей.
Расчет бюджета на SEO проводим исходя из оставшихся выделенных средств.
Бюджет на SEO составит: 100 000 — 72 000 = 28 000 рублей.
Таким образом, нужно выделить на рекламу 72 тыс. рублей в месяц, на SEO — 28 тыс. рублей.
В первые месяцы бюджет на SEO разумно направить на внутреннюю и техническую оптимизацию страниц и написание контента. В дальнейшем — на наращивание качественной ссылочной массы и повышение юзабилити.
Ошибки при выборе канала продвижения
Отказ от одного из инструментов
Игнорирование методов поисковой оптимизации или отсутствие контекстной рекламы приведёт к тому, что сайт будет плохо ранжироваться поисковыми системами, недополучит трафик и не сможет привлечь нужное количество конверсий. Использование только одного из способов продвижения — заведомо проигрышная стратегия, особенно в высококонкурентных тематиках.
Неверная оценка бюджета и сроков
Здесь важно грамотно оценить состояние рынка и конкуренцию в нише. Это позволит рассчитать и распределить рекламный бюджет, трезво оценить сроки достижения желаемых результатов. При определении бюджета на контекст ориентируйтесь на то, сколько тратят на рекламу конкуренты. Как анализировать конкурентов в Яндекс Директе, читайте здесь.
Отсутствие аналитики
Для достижения целей важно понимать, насколько эффективно работает SEO и контекстная реклама. Вот почему важно связать Яндекс Директ с Яндекс Метрикой, для глубокого анализа поисковой оптимизации использовать Яндекс Вебмастер, а также другие сервисы и инструменты, которые помогают решить специфические задачи.
Подытожим
SEO — это инвестиция в стабильный трафик, контекстная реклама — инструмент для быстрого получения конверсий. Совмещение этих двух каналов дает синергетический эффект.
Важно грамотно выбрать стратегию и уметь комбинировать каналы в зависимости от задач бизнеса:
- Если у вас новый сайт, запускайте контекст параллельно с поисковой оптимизацией.
- При ограниченном бюджете в конкурентных нишах стоит сделать ставку на SEO.
- Тестируете гипотезу, продвигаете мероприятие или запускаете краткосрочную акцию — здесь поможет контекстная реклама.
- Если есть время на вывод сайта в топ, начинайте с поисковой оптимизации, а затем подключайте контекст для усиления эффекта.
Тестируйте оба инструмента, отслеживайте данные в аналитических отчетах и принимайте решение, в какой канал стоит вкладываться.
Полный автопилот с указанием домена и бюджета или тонкая ручная настройка:
Запустить рекламу в PromoPult