Российские поисковые системы: история и рейтинг

Поисковая система индексирует контент сайтов, а когда пользователь вводит запрос, выдает наиболее релевантные результаты. Без поисковиков ориентироваться в интернете было бы практически невозможно.
Во всем мире среди поисковиков фактически монополистом быстро стал Google. В России сложилась другая ситуация. В 1990-е в русскоязычном пространстве было несколько практически равных по силе игроков. К 2000-м, по ряду причин, актуальность не потерял только Яндекс. Более того, он значительно укрепил свои позиции. В 2025 году на российском рынке Яндекс заметно опережает все зарубежные аналоги, а из простого поисковика он превратился в масштабную IT-экосистему.
В этой статье расскажем историю отечественных поисковых систем, рассмотрим текущее положение дел, тенденции и прогнозы.
Оглавление
- История развития российских поисковых систем
- Современный рейтинг поисковых систем в России
- Ключевые российские поисковые системы и их особенности
- Mail.ru
История развития российских поисковых систем
Чтобы понять, как сложилась текущая ситуация, рассмотрим, как зарождались основные российские поисковые системы.
Апорт
Проект был создан компанией Agima в 1996 году. Он быстро перерос из внутрикорпоративной системы в полноценный всероссийский поисковик.
На момент основания это был перспективный и конкурентоспособный проект. Так, он использовал технологию, подобную Page Rank от Google, то есть учитывал вес внешних ссылок при ранжировании. Одним из первых Апорт ввел рекламу в выдаче — платную нулевую позицию.
К 2000 году Апорт сменил владельца. С тех пор система значительно не развивалась, а к 2011 году полностью перешла на движок Яндекса.
С 2012 года Апорт окончательно перестал существовать как поисковик и переквалифицировался в агрегатор цен.
Rambler
Сайт rambler.ru был также запущен в 1996 году. Со временем кроме поиска на портале появились новости, почтовый клиент и другие сервисы. Рейтинг сайтов Рамблер Топ100 стал первым среди аналогичных в России. Сам поисковый бот на момент основания хорошо справлялся с обработкой сайтов на кириллице, что было проблемой для роботов зарубежных поисковиков.
Постепенно фокус медиагруппы Рамблер сменился с поиска на развитие других сервисов. С 2011 года поисковик Рамблера работает на движке Яндекса.
Яндекс
Еще одна поисковая система, созданная в России, была официально представлена публике 23 сентября 1997 года. Ее ключевым преимуществом с самого начала стала ориентация на особенности русского языка. Поисковый алгоритм учитывал морфологию (например, различал слова «кошка», «кошке», «кошку»), что давало гораздо более точные результаты поиска. Яндекс не просто искал слова, он понимал запрос.
В 1998 году на сайте Яндекса впервые появился контекстный баннер, а в 2001 году был запущен сервис контекстной рекламы Яндекс Директ. Рекламная Сеть Яндекса стартовала на несколько лет позже, в 2005-м.
С 2000 года Яндекс начал работать по принципу параллельного поиска — отдельно по базам товаров и новостей. Далее количество специализированных поисков постепенно увеличивалось. В 2002-м появился отдельный сервис Яндекс Картинки.
В 2007 в системе Яндекса появилась Метрика — инструмент для сбора и анализа статистики посещаемости сайтов.
Нигма
Эту систему в 2005 году разработали два студента кафедры вычислительной техники и кибернетики МГУ. Нигма не набрала такой же популярности, как ее крупные конкуренты, хоть и была достаточно инновационной для своего времени.
В этом российском поисковике была представлена кластерная система. Она позволяла уточнять результаты выдачи. Так, запрос «купить мебель» мог содержать разные кластеры: офисная мебель, детская мебель и т. д. Пользователь мог выбрать нужные кластеры с помощью фильтра.
В Нигме также была реализована функция табличного поиска. Система составляла сводную таблицу с основными объектами по заданной теме и их параметрами.
В 2008 году в Нигме появились поисковые подсказки — примерно в то же время, что в Яндексе. Также в 2008-м поисковик запустил сервисы по решению математических и химических задач.
Далее развитие системы затормозилось, она начала проигрывать конкурентам. Из-за низкой популярности в 2017 году проект закрылся.
Спутник
В 2014 году компания Ростелеком запустила новый проект — национальную поисковую систему Спутник. Изначально поисковик делал ставку на безопасность и семейное использование.
Но, несмотря на стартовый потенциал и большие финансовые инвестиции, новый поисковик не стал популярным и не смог заполучить значимую долю рынка. Пользователи отмечали медлительность и низкое качество поиска.
В 2018 году юридическое лицо Спутника было объявлено банкротом, а в 2020-м поисковая система была окончательно закрыта. Сейчас на сайте sputnik.ru представлены корпоративные продукты разработки Ростелекома.
Современный рейтинг поисковых систем в России
По данным сервиса Яндекс Радар, на начало сентября 2025 года:
- Яндекс занимает 68,4% поискового рынка в России;
- доля Google составляет 33,1%;
- на порталы Rambler и Mail.ru приходится всего по 0,02% рынка;
- еще 0,43% занимают другие поисковики — Bing, DuckDuckGo, Yahoo! и прочие.
Если смотреть на динамику, последние несколько лет доля Яндекса на российском рынке стабильно растет, а доля Google снижается. Так, на начало 2022 года Яндекс занимал 61%, а Google — 37,7%.
При всем этом 10 лет назад ситуация хоть и незначительно, но отличалась. Доля третьего на рынке игрока, Mail.ru, составляла 5,55% (по данным Яндекс Радар). Показатели Яндекс и Google — 57,7% и 31,3% соответственно.
Ключевые российские поисковые системы и их особенности
Сейчас в российском поиске формально есть три игрока, но фактически — один. Рассмотрим каждого представителя подробнее.
Яндекс
В 2025 году компания Яндекс — это большая экосистема с множеством входящих в нее сервисов: от агрегатора такси и онлайн-кинотеатра до сервиса бронирования отелей. При этом непосредственно поисковая система Яндекса также продолжает развиваться.
Еще в 2009 году отечественный поисковик запустил алгоритм машинного обучения Матрикснет. При ранжировании сайта теперь учитывалось заметно больше факторов, а результаты поиска стали частично персонализированными.
В 2015 году в Яндексе начал действовать алгоритм «Минусинск», который существенно снизил значение внешних ссылок при ранжировании сайтов.
В 2016 году появился алгоритм Палех, который при поиске ориентировался не только на ключевые слова, но и на фактический смысл запроса.
В 2020 Яндекс внедрил YATI — поисковый алгоритм на основе нейросетей-трансформеров. Результаты выдачи стали еще больше основываться на смысле, а не на номинальном содержании веб-страниц.
Подробно про историю развития алгоритмов Яндекса до 2020 года мы рассказывали в этом материале.
С 2025 года в поиске Яндекса работают нейроответы — краткие результаты по теме запроса прямо на странице выдачи. Ответы генерируются на основе нейросети YandexGPT.
Про обновления поиска Яндекса в 2025 году читайте в этой статье.
По некоторым запросам в выдаче Яндекса появляются колдунщики — специальные привлекательные блоки с расширенными сниппетами, ценами, фото. Перечень колдунщиков Яндекса с примерами найдете в нашем обзоре.
Важные особенности продвижения в Яндексе
- Поисковик уделяет большое внимание поведению пользователей на сайте. Для высоких результатов важны низкий процент отказов, длительное время на сайте и частые переходы по внутренним ссылкам. Подробнее о поведенческих факторах ранжирования и как на них повлиять — здесь.
- Результаты из Бизнеса, Маркета и других сервисов экосистемы Яндекса часто занимают высокие позиции в поисковой выдаче. Наличие аккаунтов и активность на этих площадках напрямую влияет на видимость бизнеса или организации.
Как создать и заполнить профиль в Яндекс Бизнесе, узнаете из этого гайда, как зарегистрироваться на Яндекс Маркете — подробно рассказали здесь.
- Алгоритм «Королев» понижает сайты с низкокачественными, переоптимизированными или заспамленными текстами. Для продвижения важно, чтобы на сайте был только экспертный, полезный для пользователей контент.
- Яндекс строг к покупным ссылкам и ссылочному спаму. Низкокачественные ссылки могут привести к санкциям со стороны поисковика.
Более подробно о продвижении сайта в Яндексе узнаете из этой статьи.
Mail.ru
Изначально созданный как почтовый сервис, проект Mail.ru со временем «оброс» и другими инструментами, среди которых была и поисковая система. При этом поисковик от Mail не всегда работал на собственном движке. С 2004 по 2006, а также с 2010 по 2013 поиск Mail.ru использовал алгоритмы Google, с 2007 по 2009 — Яндекса. С 2013 года поисковик работал на собственной платформе, но в 2022 снова перешел на движок от Яндекса — результаты выдачи полностью аналогичны.
Сейчас Mail.ru Group переименован в VK Group. Основной фокус компании смещен на социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники) и коммуникационные сервисы (Почта, VK Мессенджер).
Rambler
Сегодня Rambler — это в первую очередь новостной агрегатор и медиахолдинг. Его собственная поисковая технология утратила значимость, и сейчас поиск на Rambler.ru обеспечивается технологиями Яндекса.
Тенденции и прогнозы
Если текущие тренды продолжатся, в обозримом будущем Яндекс сохранит лидерство в русскоязычном поиске и продолжит укреплять позиции. Во многом благодаря выстроенной экосистеме самой компании и возможностями для развития внутри страны.
Сам поиск будет все больше уходить в сторону «нулевой выдачи», когда пользователь получает ответ на запрос сразу, не переходя по ссылкам на сторонние сайты. Сейчас эта тенденция развивается за счет нейросетей, в частности, Алисы от Яндекса. Это потребует от SEO-специалистов и контент-менеджеров пересмотреть стратегии: теперь важно не просто быть в топ-10, а быть тем источником, данные которого нейросеть включит в сгенерированный ответ. Подробнее ситуацию с влиянием ИИ на поисковую выдачу мы описывали в этом материале, а как оптимизировать сайт под GEO (Generative Engine Optimization), рассказали здесь.
С ростом популярности нейросетей и голосовых помощников усилится и роль голосового поиска, в котором тоже есть своя специфика.
В целом пользователи все чаще ищут товары или информацию в конкретных приложениях и сервисах. Так, маркетплейсы Wildberries и Ozon с большим отрывом лидируют в рейтинге интернет-магазинов, по данным DataInsight. Новости россияне чаще читают в мессенджерах и социальных сетях, чем в поисковиках и на новостных интернет-ресурсах, согласно опросу ФОМ. Это значит, что бизнесу стоит осваивать новые способы продаж и коммуникаций с потребителями.
Что это значит на практике для бизнеса и SEO
Если у вас локальный бизнес, с большой вероятностью пользователь найдет его через Яндекс, а еще вероятнее — через данные Яндекс Карт. Это стоит учитывать при планировании продвижения: оптимизировать карточку в Яндекс Бизнес, настроить рекламу, проработать отзывы на Картах. Для крупных компаний при этом все еще актуально SEO для собственного сайта как в Яндексе, так и в Google.
Контекстная реклама на пользователей в России сейчас возможна только в Яндексе — это напрямую влияет на бизнес и маркетинговую стратегию. Конкуренция и, соответственно, цена клика в Директе растет, и фокусироваться на органической выдаче становится выгоднее во многих нишах.
В целом, стратегия для компании с российской аудиторией может выглядеть так:
- начать с продвижения в органической выдаче Яндекса по низкочастотным запросам и в локальной выдаче (если это актуально);
- постепенно подключать более частотные запросы;
- параллельно задействовать сторонние площадки — маркетплейсы, социальные сети, мессенджеры;
- подключать Яндекс Директ, если это экономически выгодно.
Продвигаясь на российскую аудиторию и делая ставку на Яндекс, важно знать основные алгоритмы поисковика и задействовать инструменты сервисов его экосистемы.
Продвинуть сайт в поисковой выдаче Яндекса, запустить рекламу в Яндекс Директе и на других площадках экосистемы можно в PromoPult.
Эффективность SEO в PromoPult можно бесплатно проверить на практике за 2 недели тестирования. Предоплата не нужна, по результатам примете решение, продолжать ли продвижение дальше.
Создавайте прямые аккаунты в Яндекс Директе, Яндекс Бизнесе и ПромоСтраницах, запускайте рекламу и участвуйте в бонусной программе: 5% от затрат на внешнюю рекламу вернется бонусами PromoPult. Ими можно оплатить инструменты платформы, вложить в SEO, рекламу на Wildberries и других площадках.
Для новых прямых аккаунтов в Яндекс Директе действует акция: пополняйте счет на 15 000 рублей, запускайте рекламу и в конце месяца получите еще 15 000 рублей бонусом.
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2VtzqufVpus
Подытожим
На текущий момент Яндекс — лидер среди российских поисковых систем в интернете. Бизнесам, особенно локальным, стоит ориентироваться на продвижение в его экосистеме. При этом необходимо постоянно следить за трендами, обновлениями алгоритмов и поведением пользователей: ситуация не остается статичной и может измениться в любой момент. Так, большое значение набирают технологии искусственного интеллекта, а в сфере e-commerce значительную роль играют маркетплейсы и мессенджеры.
Чтобы точнее понять, в какую сторону двигаться, проверьте в Яндекс Метрике, откуда приходит трафик на сайт. Увидев соотношение посетителей из Яндекса, Google и других источников, вы сможете объективно оценить, на что стоит тратить усилия.
Полный автопилот с указанием домена и бюджета или тонкая ручная настройка:
Запустить рекламу в PromoPult