Кто такой SMM-специалист и чем он занимается
Обязанности, необходимые навыки и уровни подготовки. Где обучаться и как найти работу.
Задачи и обязанности, уровни подготовки, форматы работы
SEO — это специализация на стыке IT, маркетинга и менеджмента. В этой профессии есть как аналитическая, так и творческая часть. Вход в нее относительно несложный, но для достижения карьерных высот понадобится постоянно изучать новую информацию, практиковаться и тестировать современные методики продвижения.
В статье рассмотрим, кто это — SEO специалист, какие у него задачи и профессиональные перспективы.
Задачи и обязанности SEO специалиста
Что должен уметь SEO специалист
Уровни подготовки SEO специалистов
Сколько зарабатывает SEO специалист
Как найти работу и пройти собеседование
SEO специалист занимается оптимизацией страниц сайта под актуальные алгоритмы поисковых систем. Он анализирует веб-ресурс и разрабатывает стратегии его продвижения, чтобы повысить видимость в поиске и увеличить трафик. Без SEO сайт, скорее всего, окажется за пределами первых страниц выдачи Яндекса и Google и будет мало эффективен для бизнеса.
Простыми словами, SEO специалист делает так, чтобы сайт компании выпадал среди первых ссылок в поиске по нужным запросам, например, «лазерная резка металла».
Чтобы ссылки на эти сайты попали в топ-3 Яндекса, постарался SEO специалист
Чтобы достичь требуемых результатов, оптимизатор работает с различными аспектами сайта. Сюда входят контент, техническая структура, внешние ссылки и удобство веб-ресурса для пользователей. Кроме того, специалист по поиску анализирует ключевые слова, определяет и исследует конкурентов, создает стратегии продвижения.
В целом, SEO специалист — это комплексная профессия. Он и маркетолог, и стратег и немного разработчик.
Все работы по SEO принято делить на две большие группы: внутренние и внешние.
К внутренней оптимизации относятся следующие обязанности SEO специалиста:
Это общий список того, что делает SEO специалист с внутренним наполнением сайта. Перечень работ по конкретному веб-ресурсу всегда индивидуален. Он зависит от изначального состояния площадки и от целей продвижения.
Задачи SEO специалиста по внешней оптимизации:
Для продвижения сайта SEO специалист использует профессиональные инструменты: анализаторы веб-ресурсов, парсеры ключевых слов, ссылочные биржи и т. д. Такие платформы ускоряют работу и минимизируют ошибки.
Знание основ HTML и CSS. Сеошник не обязан быть веб-разработчиком. Но умение поправить верстку текста, сделать редирект страницы или прописать метатеги title и description ему необходимы.
Умение работать с CMS (Content Management System) и понимание принципов ее работы. SEO специалисту полезно будет знать структуру популярных систем управления сайтом, таких как Bitrix, WordPress, Joomla.
Знание основ поисковых систем и алгоритмов их работы, а также умение анализировать данные веб-аналитики. Яндекс и Google не раскрывают полностью факторы ранжирования, но дают общие рекомендации по улучшению сайтов. Оценить влияние тех или иных изменений помогают Google Analytics, Google Search Console, Яндекс.Метрика, Яндекс.Вебмастер.
Изучайте подробные гайды по Яндекс Метрике, Вебмастеру, Google Analytics и Google Search Console в блоге PromoPult.
Умение проводить исследования ключевых слов и оптимизировать под них посадочные страницы. Семантическое ядро, или список ключевых слов, — основа продвижения сайта. Сеошник собирает такой список с помощью Яндекс.Wordstat, KeyCollector и других инструментов. Далее он кластеризует ключевые слова, то есть разделяет их на тематические подгруппы. К каждой подгруппе специалист подбирает свою посадочную страницу на сайте.
Гайд по сбору семантического ядра — в этой статье.
Навыки создания контента, который соответствует требованиям поисковых систем и интересам пользователей. Тексты для сайта должны быть полезны посетителям и понятны поисковым системам. Для Google также важно соответствие материалов EAT факторам. Обычно сеошник не пишет контент сам. Но он должен уметь поставить задание автору и проанализировать результат.
Читайте материалы о работе с SEO контентом в блоге PromoPult: как оптимизировать тексты самостоятельно, где найти копирайтера для наполнения сайта, как заказать оптимизированный контент в PromoPult.
Опыт работы с backlink-стратегиями и умение проставлять качественные ссылки. Создание ссылочного профиля требует особого мастерства от сеошника. Во-первых, здесь важно соблюдать баланс и не допускать переспама некачественными ссылками. Во-вторых, необходимо уметь добывать бэклинки от качественных доноров. Иногда приходится писать напрямую владельцам ресурсов или создавать собственные PBN-сетки.
В PromoPult есть две эффективные технологии продвижения внешними ссылками — PromoPult Max и продвижение при помощи PBN-сетей. Обе технологии просто подключить владельцам сайтов и начинающим вебмастерам, кейсы использования подтверждают рост трафика из поисковых систем в короткие сроки.
Навыки анализа конкурентов и создания SEO стратегии, которая поможет сайту выделиться на фоне других ресурсов в поисковой выдаче. Чтобы поисковики и пользователи заметили сайт, он должен отличаться от конкурентов. Например, предлагать онлайн-калькулятор стоимости услуги или демонстрировать 3d модели товаров. Такие небольшие «фишки» делают веб-ресурс более ценным при прочих равных условиях.
Применение инструментов с искусственным интеллектом. В 2023 году на рынке появилось множество нейросетей, способных облегчить работу сеошника. Собрать семантику или написать ТЗ сейчас можно в разы быстрее, если знать, каким инструментом воспользоваться.
Мы сделали две подборки нейросетей для SEO специалистов и интернет-маркетологов: AI инструменты, которые доступны в России без VPN и нейросети с VPN.
Иногда всего лишь изменение структуры текста или добавление на посадочную страницу мини-игры для посетителей значительно улучшает поведенческие факторы.
Как и в других IT-специальностях, в SEO есть градация сотрудников по опыту.
Это начинающий специалист, который знаком с основами оптимизации сайта для поисковых систем, но не имеет практического опыта. Он помогает более опытным коллегам в выполнении задач и изучает новые методы продвижения.
Помощник SEO специалиста составляет метатеги по прописанному ТЗ, публикует готовые тексты через CMS, подбирает ссылки на биржах по заданным параметрам и выполняет другие несложные рутинные задачи.
У него уже есть небольшой опыт работы и более глубокие знания в области SEO. Начинающий специалист может самостоятельно проводить аудит сайта, оптимизировать контент и работать с внутренней и внешней ссылочной массой.
Знаком со всеми аспектами SEO. Способен находить нестандартные решения, просчитывать точки роста. Middle SEO специалист самостоятельно разрабатывает стратегии продвижения небольших веб-ресурсов, анализирует конкурентов, управляет командой. Пишет ТЗ для разработчиков, сам вносит изменения в структуру сайта и его техническую часть.
Профессионал с большим опытом работы в SEO. Разрабатывает и реализует сложные стратегии продвижения, например, для федеральных сетей интернет-магазинов. Анализирует массивные данные и принимает эффективные решения. Кроме того, senior SEO специалист защищает стратегию продвижения и результаты работы перед клиентом.
Средняя зарплата SEO специалиста варьируется в зависимости от уровня подготовки, опыта работы, региона и размера компании. Разница между регионами и Москвой иногда составляет 1,5 — 2 раза.
Начинающий помощник SEO зарабатывает от 30 000 до 50 000 рублей в месяц, в то время как Junior может получать от 40 до 70 тысяч рублей. Middle SEO специалист зарабатывает в среднем от 50 до 120 тысяч рублей. Доход Senior SEO специалиста — от 120 000 и выше.
Сколько зарабатывает SEO специалист на фрилансе, зависит от количества и качества его проектов. Возможность удаленной работы и гибкий график — большое преимущество профессии.
Стандартный рабочий день с 9 до 18, обычно с официальным оформлением по Трудовому Кодексу.
Такой формат удобен для тех, кто предпочитает работать в команде и получать быструю обратную связь от коллег. Для начинающих специалистов также предпочтительна работа в офисе — так легче будет осваивать новый опыт и получать помощь от старших сотрудников.
Гибридный формат дает возможность работать как в офисе, так и удаленно. Обычно большую часть времени сотрудник выполняет задачи из дома. В офис он приезжает в основном на планерки и встречи с клиентами.
Гибрид подходит для тех, кто нуждается в гибком графике работы и комфорте домашней обстановки.
Удаленный SEO специалист может работать из любой точки мира, если там есть доступ к интернету. Такое преимущество привлекает сотрудников, желающих сохранить свободу перемещения и не зависеть от географического местоположения. Специалист на «удаленке» должен обладать самодисциплиной и умением самостоятельно выстраивать свой график.
Для тех, кто хочет освоить профессию, есть два способа это сделать. Рассмотрим, как стать SEO специалистом с нуля, обучаясь на курсах и самостоятельно.
Подходят тем, кому в обучении необходимы системность и мотивация. Курсы SEO специалистов предлагают четко выстроенную, поэтапную программу освоения профессии. Некоторые школы помогают выпускникам с трудоустройством.
Вот популярные предложения на рынке в начале 2024 года.
Skillbox. Школа предлагает три программы обучения, различных по степени сложности и по направлению:
Нетология. На платформе есть два курса:
CyberMarketing. На платформе есть бесплатный базовый курс для новичков, сертификация по SEO модулю PromoPult, которая дает бонусы для работы на платформе и платный продвинутый курс. Также обучающий цент регулярно проводит офлайн семинары для владельцев бизнеса и начинающих специалистов. Среди тем есть и базовый SEO курс.
GeekBrains. В школе доступен курс «SEO-специалист» для обучения с нуля, который состоит из 3 блоков общей продолжительностью 12 месяцев.
Producstar. На платформе представлен курс «Контекстная реклама и SEO», включающий 11 уроков по основам продвижения в поисковых системах.
В сети сотни статей, книг и обучающих роликов по продвижению сайтов — как базового уровня, так и для опытных оптимизаторов. Главное при их изучении — иметь план, по которому можно поэтапно двигаться от азов к более сложным нюансам.
Вот пример road map для обучения SEO специалиста с нуля бесплатно.
1. Ознакомление с основами SEO:
2. Исследование ключевых слов:
3. Оптимизация сайта:
4. Создание контента:
5. Ссылочный профиль:
6. Коммерческие факторы:
7. Поведенческие факторы:
8. Специфика SEO для разных типов сайтов:
9. Анализ результатов:
Гайды, обзоры и чек-листы по каждому разделу найдете в блоге PromoPult.
Есть несколько вариантов, как и где начинающему SEO специалисту найти работу.
Работа в найме. Конкуренция среди новичков в сфере продвижения сайтов достаточно большая, но и вакансии начального уровня различные веб-студии размещают регулярно. При этом возможность удаленной или гибридной работы облегчают поиск работодателя.
Образование в сфере маркетинга, менеджмента или по IT-специальности, а также опыт работы в смежных сферах значительно увеличивают шансы на трудоустройство.
Логично, что перед откликом на вакансии стоит собрать портфолио. Даже если у вас за плечами нет полноценных проектов, опишите учебные работы или кейсы, на которых вы практиковались бесплатно для опыта.
Искать конкретные предложения проще всего на hh.ru или в специализированных телеграм-каналах. Каждый день там размещаются десятки предложений работы для SEO специалистов.
Биржи фриланса. Это более сложный карьерный путь. На популярных биржах, таких как FL, Kwork и Freelancehunt, высокая конкуренция среди исполнителей. Чтобы заработать рейтинг, понадобится время.
Начать стоит с заказов на отдельные задачи (сбор семантики, простановка ссылок и т. п.) Со временем, когда накопятся положительные отзывы и примеры работ, появится возможность брать полноценные проекты.
SEO специалист обеспечивает веб-ресурсу приток трафика из поисковых систем. Для этого он:
Для сеошника важны не только профессиональные навыки, но и soft skills — умение анализировать, готовность работать в команде, адаптивность.
Обучиться профессии можно на курсах или самостоятельно. Для старта карьеры лучше всего устроиться на должность junior специалиста в веб-студию или агентство.
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2VtzquZjJmt
Обязанности, необходимые навыки и уровни подготовки. Где обучаться и как найти работу.
Разбираемся с метатегами и HTML тегами структуры, заголовков, форматирования, ссылок и изображений
Тренды покупательского поведения и маркетинговые стратегии
— Мы только спросить: нужен трафик и лиды из поиска Яндекса и Google?
Подключите бесплатное продвижение на 2 недели и получите взрывной рост позиций в Яндексе и Google, целевой трафик и продажи.
Настоящим Я даю свое полное согласие на получение электронных уведомлений (на указанные мой абонентский номер и адрес электронной почты), а также выражаю явное и полное согласие на сбор, хранение, обработку и передачу персональных данных, согласно положениям, изложенным в Политике конфиденциальности, расположенных по адресу: promopult.ru/rules.html?op=private, с которыми я ознакомился и принял.