Оборачиваемость на Wildberries — не только экономический показатель, но и фактор, который влияет на рейтинг товара и магазина в целом на площадке. Как рассчитать оборачиваемость на Wildberries и почему важно следить за остатком на складе — рассказываем ниже.
Что такое оборачиваемость товара на Вайлдберриз
Оборачиваемость — период времени, за который полностью продается товар на складе. Чем выше оборачиваемость, тем быстрее продается ваш товар и тем больше выручки вы получаете.
Как считается показатель оборачиваемости
Формула расчета оборачиваемости:
О = N/T,
где О — оборачиваемость, дней;
N — всего товара на складе;
T — среднее количество товара, которое продается в день.
Например, в магазине 450 единиц товара. В среднем со склада продается 10 единиц товара в день. Значит, оборачиваемость магазина составляет:
О = 450/10 = 45 дней.
В приведенном примере полная оборачиваемость магазина составила 45 дней.
Оборачиваемость — один из важнейших показателей, который учитывается при ранжировании товара в поиске Wildberries. Он показывает, насколько быстро вы продаете товарные остатки и как быстро магазин получает за это деньги.
Что учитывать при расчете оборачиваемости
Показатель считается отдельно по каждому товару. То есть, если магазин продает осветительные приборы и в его ассортименте находятся светильники и монтажные аксессуары к светильникам, то оборачиваемость считается отдельно по светильникам и отдельно по товарам для монтажа.
Недельная и месячная оборачиваемость рассчитываются магазинами для планирования бесперебойных поставок и непрерывной продажи. Например, на складе магазина 800 единиц товара. Ежедневно продается 20 единиц товара. Рассчитаем недельную и месячную оборачиваемость для продавца.
Для расчета недельной/месячной оборачиваемости используется формула:
О = (N/T)*d,
где d — период, за который рассчитывается оборачиваемость, дни.
Рассчитаем оборачиваемость для нашего примера:
О = (800/20)*7 = 280 ед.
О = (800/20)*30 = 1200 ед.
Получается, что недельная оборачиваемость магазина составляет 280 единиц, а месячная — 1200 единиц.
Средний период оборачиваемости считается в целом по магазину для оценки эффективности его работы. Для расчета средней оборачиваемости нужно сложить оборачиваемость по каждому виду товара и разделить на количество видов товаров.
Для этого используется такая формула:
Ос = (O + O+…O)/n, где:
Ос — средняя оборачиваемость, дней;
O — оборачиваемость по одному виду товара, дней;
n — количество видов товаров.
Например, магазин продает бытовую технику. Оборачиваемость миксеров составляет 65 дней, соковыжималок 40 дней, блендеров — 55 дней.
Ос = (65 + 40 + 55)/3 = 54 дня
Маркетплейс напрямую заинтересован в продавцах, которые продают свой товар за период до 60 дней. В примере мы получили среднюю оборачиваемость за 54 дня. Это меньше 60 дней. Значит, продавец может не беспокоиться о том, что маркетплейс примет меры по пессимизации его магазина.
Wildberries — самый популярный маркетплейс в России. Подробную инструкцию, как зарегистрироваться на маркетплейсе и начать продавать, читайте в нашей статье.
Как оборачиваемость связана с хранением на складе
Wildberries предлагает услугу хранения товаров продавцов на своих складах по схеме FBW (Fulfillment by Wildberries) — продавец привозит товар на склад маркетплейса, передавая ему хранение, комплектацию, обработку заказов и возвратов. Хранение товаров на складах площадки платное.
Маркетплейс трижды менял правила оплаты за хранение товаров продавцам:
- в начале 2020 года размер оплаты за хранение на складе напрямую зависел от оборачиваемости товара — продавцы платили за хранение только того товара, оборачиваемость которого превышала 60 дней;
- летом 2020 года схема оплаты изменилась — продавцы платили за весь товар на складе, если общая оборачиваемость магазина составляла более 60 дней. Если оборачиваемость товаров была меньше 60 дней, то все товары хранились на складе бесплатно;
- с 1 февраля 2021 года хранение товара стало полностью платным — стоимость хранения рассчитывается попредметно и оплачивается за сутки хранения.
Таким образом, в 2024 году стоимость хранения товара на складе напрямую не зависит от оборачиваемости. Актуальная схема оплаты рассчитана на увеличение прибыли маркетплейса. При этом продавец остается заинтересованным в быстрой оборачиваемости своей продукции — так он не платит за хранение неходового товара на складах Wildberries и получает выручку.
Вот пример актуальной стоимости хранения товара для поставщиков на Wildberries:
Стоимость хранения на Wildberries напрямую зависит от склада, на котором хранится продукция. Снизить стоимость хранения можно, если поставлять на склад продукцию монопаллетами.
Монопаллетой называется паллета стандартного размера (120х80 см), которая сформирована из товаров с одинаковым SKU (артикулами). Максимальный вес паллеты составляет 500 кг. Максимальное количество SKU — 3 штуки.
Рассчитать точную стоимость хранения поставщики могут с помощью калькулятора:
Маркетплейс анонсирует изменение тарифов на хранение и логистику в личном кабинете селлера и в официальном телеграм-канале.
Как оборачиваемость влияет на работу продавца
Если у магазина низкая оборачиваемость товара, этот товар залеживается на складах маркетплейса. Поэтому площадка заинтересована в продавцах с быстро реализуемыми товарами, которые бы не занимали ограниченное на складе место.
При низкой оборачиваемости товара маркетплейс понижает рейтинг магазина и пессимизирует его позиции в выдаче.
Основная причина — неходовой товар занимает место на складе, а вместо него мог бы хранится ходовой товар с высокой оборачиваемостью. Такие продавцы приносят прибыль и привлекают на площадку платежеспособных покупателей.
Важно понимать, что у каждого вида товара разная величина средней оборачиваемости. У товаров массового потребления этот показатель в среднем выше, чем у дорогостоящих и редких. Например, бытовая химия продается быстрее, чем ювелирные украшения или аппараты ИВЛ. А значит, и средняя оборачиваемость у этого товара будет выше.
На платформе WB Партнеры можно посмотреть отчет, который позволяет отследить скорость оборачиваемости товара в целом по маркетплейсу. Для этого в разделе «Аналитика» надо выбрать отчет «Что продавать на Wildberries».
В отчете можно отследить связь между периодом оборачиваемости и уровнем доступности товара — товары с высокой оборачиваемостью находятся в дефиците на площадке. Также из отчета можно узнать, какие именно позиции находятся в дефиците, в нормальной доступности, а каких на складе в избытке. Это позволяет продавцам подобрать товарный ассортимент с учетом потребностей целевой аудитории.
Например, вот данные по оборачиваемости у товаров, которые находятся в дефиците на маркетплейсе:
Если подробно изучить отчет, видим, что оборачиваемость дефицитных товаров не превышает 60 дней. Это означает, что спрос на такие товарные позиции высокий и покупателям может не хватить этой продукции в определенный момент.
Оборачиваемость товаров с нормальной доступностью в среднем составляет от 60 до 120 дней. Это означает, что пользователь может без каких-либо трудностей найти и заказать определенную позицию на сайте маркетплейса.
Оборачиваемость товаров, которых в избытке на складе Wildberries, составляет от 120 до 1000 дней.
Низкая оборачиваемость на Wildberries приводит к таким последствиям:
- Запрет на ввоз новой продукции до тех пор, пока не будут выкуплены залежавшиеся на складе товары.
- Увеличение комиссии за хранение товарного остатка на складе, который плохо распродается.
- Снижение рейтинга товара на сайте. Каждому товару присваивается рейтинг. Он формируется с учетом отзывов и популярности товара. Низкая оборачиваемость свидетельствует о низкой заинтересованности пользователей. Поэтому рейтинг могут понизить.
Эту связь можно проследить на примере товарной позиции «брусчатка светодиодная» — у многих продавцов этого товара на Wildberries нулевой рейтинг:
Из отчета «Что продавать на Wildberries» видно, что на складе маркетплейса этого товара в избытке, а период его оборачиваемости составляет 999 дней. То есть фактически он не продается совсем.
- Принуждение продавца к созданию акционных предложений с большими скидками на залежавшиеся на складе товары, чтобы ускорить их оборачиваемость. Иногда размеры предлагаемых скидок доходят до 70-80 %. Поэтому зачастую магазины продают эти товары с убытком.
Вот наглядный пример, как это работает: продавец предлагает скидку на касалетки (алюминиевые формы). Цена 417 рублей вместо 730 рублей:
Из отчета «Что продавать на Wildberries» видно, что категория товаров «касалетки» находится в избытке и оборачиваемость этого товара в среднем по маркетплейсу составляет 999 дней. Для распродажи этого товара продавец создал акционное предложение.
Как улучшить оборачиваемость товара
Лучший способ увеличить оборачиваемость товара — оптимизировать товарный ассортимент. Для этого рекомендуем ежемесячно анализировать ассортимент и считать оборачиваемость по каждому товару. Так вы будете всегда в курсе, какие товары хорошо продаются, а какие остаются невостребованными и долго лежат на складе.
Выбрать поставщика для Wildberries и выгодные для продажи товары помогут наши гайды.
Прежде чем отказаться от продажи товара с низкой оборачиваемостью, важно понять, почему он плохо продается. Иногда причиной может быть плохо проработанная карточка товара, невзрачная упаковка или непривлекательная фотография.
Повысить привлекательность карточек товаров помогут наши материалы:
Как создать и оформить карточку товара на Wildberries [пошаговая инструкция]
Как оформить фото для карточки товара на Wildberries
Как создать эффективную инфографику для карточек товаров на Wildberries
Если причина не в слабом маркетинге, а в низком спросе, то в ходе оптимизации товарного ассортимента продавцу лучше отказаться от дальнейшей закупки товара. Это позволит избежать санкций со стороны маркетплейса.
Как повысить оборачиваемость:
- Не поставлять на склад большие партии товара. Важно планировать поставки исходя из оборачиваемости товара. Если оборачиваемость составляет 45 дней, нужно стараться поставить товар на склад к этому сроку.
- Устраивать регулярные распродажи тех товаров, которые плохо раскупаются. Об акциях и скидках на Wildberries подробно рассказали в этой статье.
- Избавиться от залежавшихся на складе товаров, снижающих рейтинг всего магазина.
- Предлагать актуальные для своей целевой аудитории товары. Следите за последними тенденциями в моде, технологиях, потребительскими трендами, предлагайте покупателям новинки и товары известных брендов.
- Доработать карточку товара, повысить привлекательность товара в глазах покупателей — изменить упаковку, поработать над внешним видом товара, заказать профессиональную фотосъемку.
Для повышения интереса к товару со стороны целевой аудитории используйте рекламные инструменты. Читайте в наших гайдах, как запустить рекламу на маркетплейсе и привлечь покупателей из внешних источников.
Перечисленные мероприятия — это стратегически важные шаги для продвижения магазина и развития торговли на Wildberries. Но если у продавца есть нераспроданные остатки на текущий момент, лучше вернуть такие товары со склада маркетплейса.
Вернуть товары со склада Wildberries продавец может двумя способами:
- Оформить возврат через корзину маркетплейса. Для этого зайдите на сайт Wildberries для покупателей. При входе важно использовать телефон, на который вы зарегистрированы как продавец. После этого добавьте товар в корзину и оформите его возврат в выбранный пункт выдачи. Сборка возврата платная — площадка берет 50 рублей за упаковку одного товара, а также оплачивается логистика по действующему тарифу.
- Сделать самовыкуп. Для этого нужно зайти в кабинет покупателя с другого номера телефона и оформить покупку неходового товара. В этом случае продавец должен заплатить маркетплейсу комиссию за продажу и логистику. Отдельно оплачивается налог 6 % от размера продаж. Самовыкупы — рискованная стратегия, маркетплейс старается вычислить такие манипуляции с товарами и налагает штрафы.
Следите за остатками товара на складе и считайте оборачиваемость, чтобы получать стабильные продажи на Wildberries. А сэкономить рекламный бюджет и проанализировать эффективность продвижения на маркетплейсе помогут бесплатные инструменты для селлеров в PromoPult.
Биддер внутренней рекламы автоматически соберет ставки конкурентов на аукционе WB и скорректирует ставки в ваших кампаниях, чтобы получать показы карточек товаров на нужных позициях, не переплачивая. Инструмент подходит для автоматических и поисковых кампаний и кампаний «Поиск + Каталог». Автокампании можно создавать прямо в интерфейсе PromoPult. Гайд по работе с биддером — здесь.
«Мониторинг позиций» подберет ключевые слова для каждой карточки товара, сгруппирует их в кластеры и будет ежедневно отслеживать по ним позиции. Наглядно увидите статистику по фразам до и после буста, а также позиции конкурентов. Каждую неделю на почту приходит отчет с данными по видимости и продажам товаров. О возможностях инструмента читайте здесь.
Кроме того, в PromoPult есть расширенная аналитика бустера с данными по выручке, покупкам, CTR, кликам, показам, ДРР и другим метрикам. Также вы можете сравнивать товары по цене, выручке и продажам, получать актуальные позиции и CPM конкурентов после буста.
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2VtzqxMKv4M