13 шагов по оптимизации профиля в Google Мой Бизнес
Повышаем видимость карточки организации в локальной выдаче и на Google Картах
Критерии релевантности и как ее улучшить
Какие ссылки окажутся на первой странице поисковой выдачи, зависит от целого ряда факторов и прежде всего от релевантности документа. Поэтому важно прокачать этот критерий, чтобы повысить видимость сайта и получать больше посетителей. Что такое релевантность, какой она бывает, как улучшить ее и проверить — рассказываем в статье.
Роль релевантности в ранжировании
Особенности релевантности страниц в поисковых системах
Внутренние критерии релевантности и как их улучшить
Внешние критерии релевантности и как их улучшить
Поведенческие критерии релевантности и как с ними работать
Как определить релевантность страниц
Релевантность — это степень соответствия документа запросу пользователя. Простыми словами, сможет ли человек найти точный и подробный ответ на странице. Термин переводится с английского как «уместный» или «актуальный» и часто используется в контексте работы поисковых систем.
Поисковые системы сортируют и распределяют сайты в результатах выдачи по определенным критериям — этот процесс называется ранжированием. Когда пользователь вводит запрос, робот анализирует, какие документы больше ему подходят. Лучшие попадают в топ-10 и располагаются по убыванию релевантности. На первых позициях формируются максимально полезные результаты.
Например, на запрос «как переустановить Windows 10» мы получим список ссылок на пошаговые инструкции — это именно то, что нам поможет. Если бы выдача была недостаточно релевантной, мы бы увидели ссылки на статьи про ошибки в операционной системе, историю ее создания или еще что-то, не совсем точно отвечающее на наш запрос.
Пример релевантной выдачи в Яндексе
Чтобы формировать качественную выдачу Яндекс и Google используют специальные алгоритмы. Они учитывают слова в запросе, а также его интент (намерение пользователя) и подбирают соответствующие документы. Например, по запросу «купить холодильник» мы увидим список магазинов, а по запросу «как выбрать холодильник» — список статей с рекомендациями по выбору.
В справке Яндекса указано, что для подбора релевантных страниц система анализирует:
Яндекс строго оценивает контент, не любит опечатки и грамматические ошибки, много внимания уделяет региональному соответствию, то есть выдача максимально зависит от региона пользователя.
Google любит объемные тексты, фото и видео, которые дополняют материал, — такие документы ранжируются лучше. В справке Гугла написано, что при определении релевантных страниц ПС учитывает не только ключевые слова, но и обобщенные данные о том, как люди взаимодействуют с результатами поиска. Эти данные преобразуются в сигналы, которые помогают алгоритмам лучше справляться с оценкой.
По способу анализа данных выделяют три вида релевантности:
Поисковые системы стремятся учитывать все три типа оценок. Для этого алгоритмы проверяют большое количество критериев.
Поиск релевантных страниц и их распределение в выдаче зависит от внутренних, внешних и поведенческих критериев (факторов). Работа над ними помогает попасть в топ-10 — это называется SEO-оптимизацией.
Эта группа факторов связана с внутренним содержанием сайта, прежде всего это схожесть слов и фраз в документе с запросом пользователя. Также алгоритмы учитывают качество, актуальность и уникальность контента. Вот рекомендации, как улучшить внутренние критерии.
Исчерпывающий гайд по сбору семантики найдете в этой статье.
О важных для SEO метатегах читайте здесь.
Всесторонняя оптимизация внутренних факторов — основа продвижения ресурса. Поисковая машина будет лучше воспринимать ваш контент и демонстрировать сайт выше в результатах поиска.
Эти факторы находятся за пределами сайта. Ссылки с других площадок, положительные упоминания, отзывы — все это косвенно влияет на релевантность. Если контентом делятся и его обсуждают, значит, он интересный и ценный для аудитории. Вот как можно улучшить эти критерии.
В блоге PromoPult есть подробные гайды по работе с Яндекс Бизнесом и Google Мой бизнес.
Важно в целом работать с репутацией: отрабатывать негатив, поддерживать высокие стандарты этики, создавать позитивное восприятие бренда. В сервисах Google Alerts и «Яндекс.Блоги» можно отслеживать упоминания в сети, чтобы оперативно на них реагировать. Улучшение внешних критериев даст весомое преимущество в борьбе за топ.
Как работать с Google Alerts, узнаете из этой статьи.
Поисковики анализируют, как пользователи взаимодействуют с сайтом, и на основании этого делают вывод, насколько он соответствует их ожиданиям. Перечислим параметры, которые наиболее важны.
Поведенческие факторы анализируют в Яндекс Метрике и Google Analytics. Оба сервиса показывают подробную статистику поведения пользователей: какие разделы посещают, сколько проводят времени, на какие объекты кликают, докручивают ли страницу до конца и т. д. Это помогает найти слабые места проекта и доработать их.
Один из отчетов Яндекс.Метрики
Изучите наши руководства по работе с Яндекс Метрикой и Google Аналитикой.
Чем лучше пользователи взаимодействуют с ресурсом, тем выше его релевантность в глазах поисковых систем. Вот рекомендации, как улучшить поведенческие факторы.
Сделайте расширенный сниппет. Это поможет выделиться в выдаче среди конкурентов и повысить CTR. Используйте разметку Schema.org и JSON-LD в соответствии с тематикой и типом сайта. Также в расширенные сниппеты попадают данные из Яндекс Бизнеса и Google Мой бизнес.
Улучшайте юзабилити. Логичная структура, приятный дизайн, интерактивные элементы — все это способствует удержанию посетителя. Бывает, что контент качественный, но сайтом просто неудобно пользоваться, поэтому люди быстро уходят. Не знаете, что можно улучшить, — изучите наше руководство по самостоятельному юзабилити аудиту.
Оптимизируйте скорость загрузки. Если страницы долго грузятся, будет много отказов. Самый популярный инструмент для анализа скорости загрузки страниц — Google PageSpeed Insights. Гайд по работе с ним — по ссылке.
Проверить, насколько страницы соответствуют запросу, можно вручную. Для этого набираем в Яндексе: запрос site:название сайта (например, SEO-продвижение site:promopult.ru). В выдаче увидим ссылки, расположенные по степени убывания релевантности. То же самое можно проделать в Google.
Это трудозатратный способ. Упрощают задачу SEO-сервисы и платформы, в которых можно проверить релевантность страницы онлайн.
При наведении курсора на кнопку система покажет регион и поисковую систему, для которых будут определяться релевантные страницы
Если нужно определить релевантные страницы только для конкретных запросов, нажмите кнопку «Определить» в строке с нужным ключом.
После этого в столбце «Релевантная» появится ссылка на страницу:
При клике на нее откроется всплывающее окно, где будет еще несколько подходящих ссылок со сниппетами. Все они расположены в порядке убывания релевантности:
Вам останется выбрать наиболее релевантную и нажать «Применить».
Анализ релевантности страницы на сайте PR.CY
Подобные сервисы помогают посмотреть на контент глазами поисковой машины и понять, как улучшить внутреннюю релевантность. При этом важно не забывать про внешние и поведенческие критерии — комплексная работа над проектом позволит быстрее достичь хорошего эффекта.
Повышаем видимость карточки организации в локальной выдаче и на Google Картах
Обзор всех возможностей сервиса на 2023 год
Советы вебмастерам и владельцам сайтов. Подборка полезных инструментов.
— Мы только спросить: нужен трафик и лиды из поиска Яндекса и Google?
Подключите бесплатное продвижение на 2 недели и получите взрывной рост позиций в Яндексе и Google, целевой трафик и продажи.
Настоящим Я даю свое полное согласие на получение электронных уведомлений (на указанные мой абонентский номер и адрес электронной почты), а также выражаю явное и полное согласие на сбор, хранение, обработку и передачу персональных данных, согласно положениям, изложенным в Политике конфиденциальности, расположенных по адресу: promopult.ru/rules.html?op=private, с которыми я ознакомился и принял.