Поиск товаров на Wildberries работает на основе кластеров — групп схожих по смыслу и интенту поисковых запросов. Что такое кластеры, в чем их плюсы и минусы и как с ними работать — рассказываем в статье.
Оглавление
- Что такое кластер запросов на Wildberries
- Где посмотреть кластеры Вайлдберриз
- Как правильно минусовать фразы и работать с кластерами в рекламе на Wildberries
- Как отминусовать фразы в поисковой кампании («Аукцион»)
- Как минусовать кластеры в автокампаниях Wildberries
- Как инструменты PromoPult повышают эффективность работы с кластерами на WB
Что такое кластер запросов на Wildberries
Для начала разберемся, чем отличаются запросы и кластеры.
Поисковый запрос — фраза, которую покупатель вводит в поисковую строку сайта или приложения Вайлдберриз, в ответ на нее маркетплейс формирует выдачу релевантных товаров.
Кластер — группа поисковых запросов (ключевых фраз), в которую входят различные вариации запросов, схожих по смыслу и интенту, и по которым пользователь может искать товар в поиске Wildberries.
В один кластер на WB могут входить:
- фразы с перестановкой слов: «постельное белье» — «белье постельное»;
- синонимы: «постельное белье» — «постельные принадлежности»;
- разные варианты фраз: «постельное белье» — «белье для постели»;
- словоформы: «постельное белье» — «постельного белья»;
- слова с ошибками и опечатками: «постельное белье» — «пастельное белье».
Алгоритм Wildberries формирует одну и ту же товарную выдачу для запросов из одного кластера. Например, вот выдача по запросу «постельное белье»:
А вот выдача по запросу «белье постельное»:
Алгоритм предлагает почти одни и те же товары по двум схожим запросам.
Процесс объединения ключевых запросов в одну группу — кластер — называют нормализацией. Иногда это выглядит логично, как в случае с группировкой в один кластер словоформ, синонимов и опечаток. Но в некоторых случаях ВБ объединяет в один кластер не такие однозначно схожие запросы. Например, «сарафан» и «платье». Другой пример — на запрос, содержащий конкретный бренд, выдаются товары другого:
Обычно такая ситуация возникает, если бренда нет на WB или он когда-то был, но в данный момент продукции нет в наличии.
Группируя запросы в кластеры, Вайлдберриз уходит от ситуации, когда пользователю по запросу не показывается ничего.
Показать хотя бы приблизительно релевантный товар — задача алгоритма поисковой выдачи ВБ
Wildberries не раскрывает алгоритм группировки запросов в кластеры, в справочном центре есть лишь общая формулировка:
Источник — справочный центр ВБ
Отсюда понятно лишь, что кластеры — это не статичная категория, их состав меняется на основе поведения пользователей маркетплейса.
Преимущества кластеров
- Удобный и быстрый поиск для пользователей. Кластеры показывают точные результаты даже в том случае, если человек ввел запрос с ошибками и опечатками. Это удобно и покупателю, и продавцу.
- Быстрая скорость поиска. Объединение слов в кластеры позволяет алгоритмам быстрее обрабатывать информацию и показывать релевантные результаты, экономя время пользователя.
- Широкий выбор товаров. Кластеры показывают как товары, которые напрямую связаны с запросом пользователя, так и похожие товары. Как результат, пользователь получает больше выбора по своему запросу.
Минусы кластеров
Минусы объединения запросов в кластеры связаны с настройкой внутренней рекламы на Вайлдберриз:
- В кластер часто попадают «мусорные», нерелевантные фразы. Если вы запускаете рекламу, бюджет будет расходоваться и на такие показы.
- Трудоемкая настройка. Чтобы проанализировать запросы в кластере и оптимизировать кампанию, селлеру придется потратить немало сил и времени.
- Требуют постоянного контроля. Для того чтобы реклама работала эффективно и карточка товара выводилась на поиске по релевантным ключевым запросам, нужно анализировать состав кластеров и пытаться избежать показов по «мусорным» фразам. Всё это требует времени и знаний.
Где посмотреть кластеры Вайлдберриз
В рекламном кабинете ВБ.Продвижение
Состав кластера, то есть список запросов, которые в него входят, доступны в статистике автоматической рекламной кампании в блоке «Ключевые фразы».
Кластеры запросов можно посмотреть, нажав на стрелку, и скачать в Excel:
В скачанном отчете будет два столбца — кластер и запросы, которые в него входят. То есть те конкретные формулировки, по которым пользователи искали товар на WB:
Проблема в том, что сделать это можно только после того, как накопится статистика показов. Заранее просмотреть состав кластеров и отминусовать из кампании нерелевантные фразы не получится.
В сторонних сервисах
Посмотреть состав запросов в кластерах ВБ можно при помощи сторонних сервисов аналитики Wildberries. Такая возможность есть и в PromoPult.
Например, в бесплатный инструмент «Мониторинг позиций WB» нужно только добавить ссылку на магазин, товары подгрузятся автоматически. Выбираете товар для отслеживания позиций в поиске Wildberries — и через несколько секунд получаете список рекомендованных запросов, уже разбитых по кластерам:
Напротив каждого кластера указано количество ключевых фраз, которые в него входят. Также у каждого кластера указана частотность, то есть суммарная частота поиска по всем фразам из кластера пользователями на поиске WB за месяц.
Нажмите на стрелочку возле кластера, чтобы посмотреть входящие в него ключевые фразы.
Напротив каждой ключевой фразы указана частотность, слова расположены в порядке убывания частоты.
Запускаете отслеживание позиций нужных товаров — и получаете статистику на дашборде и в таблице.
На вкладке «Кластеры: сравнение позиций» отображаются позиции карточки по ключевым словам на конечную дату выбранного периода по сравнению с начальной датой в выбранном периоде.
На вкладке «Кластеры: видимость» отображается динамика позиций карточки по кластерам в разрезе дней.
«Мониторинг позиций WB» бесплатно предоставляет селлерам аналитику позиций карточек товаров по кластерам запросов на маркетплейсе. Инструмент можно использовать не только для того, чтобы посмотреть состав кластеров, но и для автоматического отслеживания позиций карточек товаров, подбора оптимальных ключевых фраз для продвижения в поиске ВБ, а также оптимизации карточек товаров с учетом подобранной семантики. Подробный гайд по работе с инструментом — в этой статье.
Как правильно минусовать фразы и работать с кластерами в рекламе на Wildberries
Для начала уточним, что работа с кластерами актуальна для автоматических кампаний на Wildberries.
В гайдах по настройке второго типа внутренней рекламы на WB — «Аукцион» — фигурирует понятие фразы или запроса. Из чего делаем вывод, что в этом типе кампаний можно более гибко настроить показы по релевантным ключевым словам и не сливать бюджет на «мусорные» фразы.
Подробная инструкция по настройке автоматических и поисковых кампаний на Вайлдберриз есть в этой статье. Сейчас мы остановимся только на способах минусации нерелевантных фраз.
Как отминусовать фразы в поисковой кампании («Аукцион»)
В процессе настройки поисковой кампании можно исключить показы по нерелевантным фразам несколькими способами:
- выбрать их из ключевых фраз, по которым уже были показы;
- задать фразы в точном соответствии — тогда показов не будет по запросу, который полностью совпадает с заданной фразой;
- задать ключевые запросы, по которым не хотите показывать рекламу, во фразовом соответствии — показов не будет по всем запросам, содержащим фразу;
- настроить показ по фиксированным фразам — тогда реклама покажется только по заданному списку запросов. Запросы можно выбрать из списка тех, по которым уже были показы.
Резюме: фразы-исключения в точном и фразовом соответствии можно добавить до запуска кампании «Аукцион», ввести минус-фразы из ключевых фраз и настроить показы по фиксированным фразам можно только после запуска рекламы и появления статистики.
Как минусовать кластеры в автокампаниях Wildberries
В автокампаниях исключение нерелевантных фраз — более сложный и трудоемкий процесс, который не всегда приводит к нужному результату. Дело в том, что исключить несколько ненужных запросов из кластера и дальше показываться по остальным ключевым фразам, которые входят в этот кластер, нельзя.
При исключении из показов одного запроса удаляется весь кластер, и товар больше не будет показываться по этой группе запросов.
Например, вы рекламируете женские кроссовки для бега. Wildberries подобрал список запросов, по которым карточка товара будет показываться в авторекламе, и сгруппировал их в кластеры.
В кластер запросов входят такие фразы:
- женские кроссовки для бега;
- беговые женские кроссовки;
- женские беговые кроссовки;
- бег кроссовки женские;
- женские кеды.
Допустим, продавец не хочет показывать карточку по запросу «женские кеды» и вносит его в список минус-фраз. В этом случае система перестанет показывать товар по запросу «женские кроссовки для бега». Причина — селлер удалил один запрос из кластера, поэтому алгоритм сработал так, что вообще перестал показывать карточки по запросам, входящим в этот кластер.
Вот почему при минусации важно внимательно проанализировать состав кластера, количество показов по каждому запросу из него, а уже потом добавлять в исключения.
Мы уже упомянули выше, что если настраиваете автокампанию в кабинете ВБ.Продвижение, заранее посмотреть и отминусовать ненужные кластеры не получится. Зато это легко можно сделать в PromoPult.
Как инструменты PromoPult повышают эффективность работы с кластерами на WB
Модуль PromoPult «Продвижение товаров Wildberries» объединяет инструменты, которые помогают эффективно продвигать карточки товаров, управлять рекламой, анализировать конкурентов, отслеживать позиции в поиске ВБ и результаты бустера. Работа всех инструментов построена на кластерах.
Как работать с кластерами в биддере внутренней рекламы ВБ
Чтобы эффективно управлять внутренней рекламой на Wildberries в автоматическом режиме, в PromoPult вы можете подключить рекламный биддер. Подробная инструкция по настройке биддера — в этой статье. Здесь остановимся на работе с кластерами.
Чтобы подключить биддер, нужно загрузить в PromoPult кампании из рекламного кабинета ВБ или создать их в интерфейсе платформы. Если кампании уже созданы в кабинете ВБ.Продвижение — на этапе заведения проекта укажите API-ключ или авторизуйтесь по oAuth:
Второй вариант предпочтительнее, так как вам не нужно будет вручную копировать и вводить API-токен, а также обновлять его, всё будет происходить автоматически.
После того как авторизуетесь или введете API-ключ, на следующем шаге кампании подгрузятся в интерфейс, и ими можно будет управлять при помощи биддера.
Как отминусовать нерелевантные фразы при настройке автокампании
Мы рекомендуем создать кампанию с нуля прямо в PromoPult. Почему это удобно в контексте работы с кластерами: в этом случае уже в процессе настройки рекламы вы можете посмотреть состав кластеров и добавить нерелевантные кластеры в исключения.
Сделать это можно на втором шаге настройки кампании. После выбора товаров для рекламы вы перейдёте к исключению фраз. Чтобы задать минус-фразы или запустить рекламу по фиксированным фразам, оставьте включенным тумблер «Ограничивать фразы для показов»:
Далее выберите из двух опций:
- отметьте кластеры, по которым хотите исключить показы рекламы (список порекомендует алгоритм);
- или настройте показ по фиксированным фразам — введите список фраз через запятую.
При выборе фиксированных фраз все указанные ключевые слова будут автоматически объединены в кластеры, и по всем фразам из кластеров будут разрешаться показы. Те фразы, которые появляются в статистике, но не попадают в разрешенные кластеры, будут автоматически исключаться из показов. В исключения можно добавить до 1000 фраз. Когда этот лимит будет исчерпан, показы рекламы невозможно будет ограничить.
Обратите внимание, что функционал показа по фиксированным фразам находится в режиме бета-тестирования, и редактировать фразы после запуска кампании пока нельзя, эта возможность будет добавлена в ближайшее время.
Как добавить кластеры в исключения из таблицы статистики
Аналитика рекламы Wildberries в PromoPult также представлена в разрезе кластеров. В чем удобство такого отображения: даже если показы были только по одной фразе из кластера, вы увидите все запросы, которые принадлежат этому кластеру. Это позволит случайно не исключить нужные фразы, по которым еще не было показов.
В таблице статистики рекламных кампаний ключевые фразы объединены в кластеры. Каждый кластер можно раскрыть и посмотреть все фразы, которые в нем находятся. Статистика по кластеру суммируется по всем фразам из кластера, по которым были показы:
Прямо из этой таблицы можно в пару кликов добавить неэффективные кластеры в исключения — и по ним реклама показываться не будет:
Все исключенные кластеры попадают в отдельную вкладку:
Как выбрать эффективный кластер (мастер-фразу) для запуска рекламы
Ещё одна полезная опция в инструментах для управления рекламой на WB — рекомендации мастер-фраз. При подключении биддера на первом шаге вы увидите таблицу, где будут представлены рекомендации ключевых фраз с прогнозом конкуренции, ставок и ДРР. Все фразы поделены на кластеры.
Статистика по кластерам и фразам до запуска кампании дает возможность выбрать самые эффективные кластеры для рекламы товаров на Wildberries и получить больше продаж при меньших затратах.
При настройке биддера вы можете выбрать только одну мастер-фразу — то есть один кластер из таблицы.
Обратите внимание, что рекламный биддер лишь автоматически управляет ставками на основе заданной вами стратегии, проверяет поисковую позицию по выбранной мастер-фразе, но не ограничивает показы по другим ключевым фразам. Если хотите ограничить показы, нужно сделать это отдельно от настройки биддера — на этапе создания кампании в PromoPult, о чем мы рассказывали выше.
Что нужно запомнить про кластеры на WB
В кластеры алгоритм Wildberries объединяет схожие по смыслу и интенту поисковые запросы пользователей. Достоверных сведений о том, как происходит группировка, нет. Известно лишь, что состав кластеров постоянно меняется на основе данных о поведении пользователей маркетплейса.
Кластеры удобны покупателям: практически на любой запрос они получают выдачу товаров. Правда, не всегда релевантных поисковой фразе.
Работать с кластерами в рекламе на Wildberries нужно очень внимательно. Если добавить в исключения хотя бы один запрос из кластера, показы прекратятся по всем запросам из этой группы.
Посмотреть состав кластера и отминусовать нерелевантные фразы до запуска кампании в рекламном кабинете ВБ.Продвижение нельзя. Но это можно сделать при настройке кампании в интерфейсе PromoPult.
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2VtzqxL7WYf