Запускать рекламу в Рунете с сентября 2022 года стало сложнее, ведь нужно соблюсти целый ряд формальностей: получить токен, или уникальный ID-номер креатива, передать данные о рекламодателе, рекламной кампании и атрибуты договоров в ОРД. При этом важно сделать все в соответствии с законом и не нарушить сроки, чтобы не попасть на штрафы.
Подробно о терминах и участниках процесса маркировки рекламы в интернете читайте в этом материале.
Составили подробную инструкцию, как правильно маркировать рекламу в ВКонтакте и кто именно из участников цепочки интернет-рекламы должен этим заниматься.
Изменения в правилах публикации интернет-рекламы
1 сентября 2022 года в Федеральный закон «О рекламе» были внесены существенные поправки, согласно которым практически все виды рекламы в Рунете подлежат обязательной маркировке. Кроме того, заказчики, исполнители и рекламные распространители должны сотрудничать с выбранным ОРД, чтобы через него своевременно передавать всю информацию в Единый реестр.
Если не выполнить новые требования, с марта 2023 года, после окончания переходного периода, граждане РФ и компании могут быть оштрафованы на сумму от 2000 рублей для физических лиц и до 500 000 рублей для организаций.
Новые поправки затрагивают не только прямых рекламодателей, которые самостоятельно создают и запускают кампании, но и других участников цепочки интернет-рекламы, включая:
- рекламных распространителей. Например, новостные агрегаторы, социальные сети и все поисковые системы Рунета;
- рекламные системы, например, Яндекс.Директ и myTarget;
- всех рекламных посредников, которые участвуют в продвижении и запуске кампаний. Это могут быть физические лица (маркетологи-фрилансеры) и рекламные агентства.
Чтобы не нарушить закон, важно вовремя начать сотрудничество с выбранным ОРД, через которого все данные будут своевременно поступать в ЕРИР.
О том, как работать с ОРД, мы рассказывали в этой статье, про ЕРИР подробно писали здесь.
Первоначальные сведения о планируемом запуске рекламы направляются в Единый реестр еще до начала трансляции креативов. На этом этапе передаются только сведения о самом заказчике.
В течение 30 дней после окончания месяца, в котором транслировалась реклама, в ЕРИР направляется основной перечень данных и сформированные отчёты. Заказчики и исполнители не общаются с ЕРИР напрямую, весь процесс передачи данных происходит через ОРД.
Где размещается маркировка креативов в ВКонтакте
Маркировка (регистрация) интернет-рекламы — присвоение креативам уникального номера или токена. Он создаётся каждый раз для нового объявления перед началом его показа в Рунете. Токен представляет собой код из букв и цифр.
Подробно о токене — в этой статье.
Такой идентификатор рекламы позволяет узнать наименование ОРД, который присвоил токен объявлению, а также увидеть, кто является инициатором рекламы. Эта информация пригодится в случае, если пользователь захочет пожаловаться на нарушения рекламы в ФАС.
Пример правильно оформленного креатива в ленте ВКонтакте
При нажатии на меню AdChoice (три точки вверху объявления) выпадают подразделы, в том числе информация о рекламодателе. В этом блоке размещают сведения о наименовании юридического лица и его номер ИНН, а также атрибуты договора и токен.
Важно! Маркировку не следует путать со специальным значком «Реклама», который также необходимо размещать рядом с каждым креативом. При настройке рекламы через кабинеты myTarget и ВКонтакте такая пометка встраивается в объявление автоматически. Она отображается в верхнем левом углу на изображении креатива или под названием рекламодателя, а сведения о маркировке вверху справа.
Помощь ВКонтакте при маркировке интернет-рекламы
Теперь маркировке подлежат практически все популярные форматы рекламы Рунета, включая баннерные объявления, видеоролики, трансляции, карусель или промопосты. Для ускорения процесса передачи данных в ЕРИР компания VK разработала собственный ОРД — ООО «ВК Рекламные Технологии». Партнёры и заказчики рекламы могут продолжать транслировать рекламу в социальной сети, не нарушая при этом новый закон.
Общая схема взаимодействия участников интернет-рекламы с ОРД VK и ЕРИР. Источник: target.my.com
За маркировку всех креативов и передачу необходимых данных в ЕРИР отвечает ОРД VK. Он самостоятельно собирает данные, формирует отчеты и направляет всю информацию из рекламного кабинета пользователя в федеральный реестр.
Если пользователь работает через сторонний агентский кабинет, система запросит принять дополнительное соглашение к договору сотрудничества и заполнить недостающие сведения в профиле.
Маркировка рекламы в VK: инструкции для рекламодателей и посредников
Процесс происходит по-разному и зависит от того, как именно вы размещаете рекламу в интернете и пользуетесь ли услугами посредников. Разберем все возможные варианты.
Маркировка рекламы в ВК самостоятельными рекламодателями
Это самый простой вариант, когда все данные и формирование отчетности происходит автоматически оператором рекламных данных VK. Он же направляет всю информацию далее в ЕРИР. Вам требуется только своевременно и правильно вносить все недостающие сведения в личном кабинете, где настраивается реклама.
Что необходимо делать самостоятельному рекламодателю
- принять дополнительное соглашение от VK, в том рекламном кабинете, где вы планируете создавать кампании;
Уведомление в рекламном кабинете с необходимостью принять допсоглашение (оферту)
- создать новую рекламную кампанию. Процесс загрузки креативов не поменялся. Но теперь каждому новому созданному объявлению площадка присваивает свой токен и добавляет специальный значок «Реклама». Затем все креативы, как и прежде, уходят на модерацию;
- после завершения каждого отчетного месяца система автоматически передает информацию в реестр, включая отчеты и атрибуты документов.
Схема при работе рекламодателя напрямую с рекламной платформой VK
Запуск креативов в «Пульсе» или «Одноклассниках» (это площадки группы VK) выглядит таким же образом, как и при публикации рекламы в соцсети ВКонтакте.
Схема при размещении креативов в рекламных системах VK
Прямым рекламодателям важно каждый месяц отслеживать корректность заполнения всех сведений в личном кабинете раздела. Если каких-то данных будет недостаточно, система подсветит поля или отправит уведомление с требованием заполнить отсутствующую информацию.
Маркировка рекламы в ВК при сотрудничестве с одним посредником
Если рекламодатель предпочитает работать с посредником, то он может поручить ему маркировать рекламу и передавать данные в ЕРИР. Для этого необходимо подписать соответствующий договор сотрудничества с агентством или фрилансером. В него обязательно включают согласие заказчика на передачу данных в ОРД.
Инструкция для посредников
Если вы работаете с заказчиком (рекламодателем) напрямую в рамках заключенного договора сотрудничества, то регистрацией рекламы ВКонтакте занимается непосредственно сам ОРД. Исполнитель только самостоятельно загружает недостающие сведения в рекламный кабинет, принимает дополнительное соглашение от VK и запускает рекламные кампании. Все сведения и отчетность ОРД VK самостоятельно передаёт в ЕРИР.
Схема при работе с одним посредником
Что необходимо сделать посреднику для работы с ОРД VK:
- Подписать с заказчиком согласие на передачу данных через исполнителя в ОРД VK.
- Принять допсоглашение, всплывающее в окне-уведомлении рекламного кабинета VK, а затем заполнить все поля в профиле о заказчике и исполнителе.
- Внести недостающие сведения о рекламной кампании в рекламном кабинете, включая информацию о конечном заказчике и атрибуты договоров. Сделать это необходимо до старта трансляции креатива в рекламных платформах VK.
- Создавать новые рекламные кампании, как и прежде, по правилам рекламной площадки. Всем креативам будут автоматически присвоены уникальные токены, а при их трансляции рядом появится значок «Реклама».
По завершении кампании посреднику необходимо подписать с заказчиком и загрузить в рекламный кабинет акт о выполненных работах. На это отводится 30-дневный срок. Оператор на основании загруженных актов самостоятельно направит всю информацию по рекламе в реестр.
Инструкция при работе с разными агентствами
Если кроме заказчика и одного посредника в цепочке интернет-рекламы принимают участие другие субагентства, то в ЕРИР придётся передавать сведения обо всех физических и юридических лицах, а также атрибуты каждого заключенного договора. Удобнее это делать тому посреднику, у которого есть договор о сотрудничестве с VK.
Схема при работе с двумя субагентствами
Что необходимо сделать посреднику
- Составить и подписать соглашение к договору с каждым участником рекламы, включив в него согласие заказчика на передачу данных посредником в ОРД.
- Принять дополнительное соглашение VK во всплывающем окне рекламного кабинета.
- Заполнить пустые поля, указать в них информацию об участниках рекламы и внести недостающие сведения обо всех заключенных договорах.
Дальнейший процесс работы такой же, как и при сотрудничестве посредника напрямую с рекламодателем.
Автоматизация маркировки интернет-рекламы через PromoPult
Платформа PromoPult автоматизировала весь процесс маркировки рекламы, в том числе и при работе с рекламной платформой VK. Мы самостоятельно и бесплатно передаём все данные в ОРД VK, а также формируем необходимую ежемесячную отчетность для дальнейшей передачи в ЕРИР. Вам остаётся только указать нужные сведения в интерфейсе платформы.
До запуска рекламы выберите свою роль и заполните сведения о конечном рекламодателе:
После завершения отчетного периода, в течение следующих 30 дней, заполните информацию об актах и суммах, потраченных на рекламу.
Для конечных рекламодателей заполнять ничего не нужно. Данные об актах уже есть в PromoPult, и они будут переданы в ОРД VK автоматически.
Если вы посредник, внесите суммы и номера актов в соответствующие поля и укажите, есть НДС или нет:
Данные из акта между PromoPult и вами мы подгрузим автоматически.
Подробно, что и как заполнять, описано в инструкции.