Диспетчер тегов Google: что это такое и как его использовать?

Что такое GTM. Кому он полезен. Установка Google Analytics и Яндекс.Метрики через GTM. Отслеживание событий.

Маркетологи используют разные вспомогательные сервисы: системы аналитики, сервисы A/B тестирования, ретаргетинговые, рекламные и коллтрекинговые платформы, виджеты, онлайн-мессенджеры и многие другие. Для их работы необходимо вставить коды (теги) на сайт, что вызывает ряд проблем.

Во-первых, каждый раз, когда нужно добавить новый сервис или внести изменения в функционал, приходится ставить задачу программисту и ждать несколько дней (а иногда и недель) результата.

Во-вторых, если сервисов много, скорость загрузки страниц замедляется, что, как известно, плохо влияет на SEO.

В-третьих, неудобно работать с массой постороннего кода, из-за чего имеют место лишние трудозатраты и повышается вероятность ошибки.

В 2012 году Google запустил Диспетчер тегов (Tag Manager), созданный специально для маркетологов. Сервис позволяет из одного интерфейса управлять всеми тегами различных сервисов. На сайт интегрируется только один код, а остальные коды маркетолог самостоятельно добавляет в Диспетчер без участия IT-специалиста.

Подобные платформы существовали и до 2012 года, но работали только на платной основе. Революционность Google Tag Manager в его полной бесплатности. Изначально в него были встроены только теги сервисов Google, но позже появилась поддержка сторонних тегов. Также есть возможность добавлять произвольные теги.

Нужен ли вам менеджер тегов?

Несмотря на всю полезность Диспетчера, его использование не всегда имеет смысл:

  • Если у вас установлена Яндекс.Метрика или Google Analytics и вы отслеживаете только базовые показатели, то вряд ли вы оцените простоту и гибкость Tag Manager. В таком случае удобней добавить коды напрямую на сайт и не возвращаться к этому вопросу.
  • В Диспетчере нет необходимости, если вы не экспериментируете с разными сервисами, не выбираете оптимальный для себя, не тестируете функционал. Вы один раз установите коды на сайт и забудете о них на долгое время.

Если же сервисов много, код часто дорабатывается, постоянно требуется дополнять и изменять его, то Диспетчер тегов должен быть в арсенале инструментов маркетолога.

Как начать работу?

Первый этап — регистрация. Для этого перейдите на сайт https://tagmanager.google.com/ и заведите аккаунт (или авторизуйтесь с помощью уже существующего аккаунта в Google). Задайте наименование аккаунта и контейнера и укажите место использования контейнера (вебсайт, приложение, AMP-страницы).

Создание аккаунта в Диспетчере тегов Google

После нажатия кнопки «Создать» нужно подтвердить условия пользовательского соглашения, после чего будет доступен код для интеграции на сайт. Обратите внимание, что код состоит из двух частей: первая часть размещается в разделе <head>, вторая — в разделе <body>.

код Диспетчера тегов Google

Не знаете, что такое теги <head>, <body> и где их искать в коде? В помощь вам — статья о самых важных HTML тегах для SEO.

Если вы не вставите код сразу после создания аккаунта, то сможете сделать позже.

Для правильной работы сервиса на сайте рекомендуется размещать только код Диспетчера тегов. Если у вас установлена Яндекс.Метрика, Google Analytics и прочие системы, следует все теги перенести с сайта в созданный контейнер. При этом все данные, собранные ранее, сохранятся. Возможна короткая (обычно не более минуты) «просадка» в сборе статистики на время переноса тега, но это не критично.

Теперь можно создавать теги, но вначале советуем разобраться со структурой Диспетчера.

Структура Диспетчера тегов

Интерфейс Google Tag Manager довольно простой. Меню рабочей области содержит такие вкладки:

Обзор. Это главная страница. Здесь можно создать новый тег, увидеть историю изменений и неопубликованные контейнеры.

Диспетчер тегов Google

Теги. Это фрагменты кода, которые выполняются (активируются) на вебсайте. Теги имеют различное предназначение, но в Tag Manager они преимущественно применяются для передачи данных. Так, теги Google Analytics и отслеживания конверсий Google Ads передают данные о действиях посетителей вебсайта.

В Диспетчере есть готовая система шаблонов тегов. Она существенно упрощает работу с рядом поддерживаемых сервисов: AdRoll, Google Ads, Clicky, Crazy Egg, Criteo, DoubleClick, Google Оптимизатор, Hotjar, Twitter и мн. др. Также можно задавать пользовательские HTML-теги.

Триггеры. Это действия посетителей сайта, в ответ на которые активируются теги. Так, триггер «Глубина прокрутки» при значении 50 % запускает тег ремаркетинга, если пользователь просмотрит более половины страницы.

Как же Tag Manager узнает, что условие, указанное в триггере, выполнилось, и пора активировать тег?

Для этого нужно, чтобы программист настроил так называемый объект уровня данных.

Уровень данных — это объект, содержащий все данные, которые вы планируете передавать в менеджер тегов, где эти значения фиксируются благодаря переменным.

Чтобы менеджер тегов получал значение переменной, нужно, кроме того, передать событие с помощью команды push. Подробная информация о добавлении переменных приведена в руководстве Google для разработчиков.

Нет желания вдаваться в детали и заниматься рутиной? Запустите SEO-оптимизацию сайта на полном автомате с помощью модуля SEO системы PromoPult. Специалисты настроят аналитику, сделают сайт удобней для посетителей, повысят его привлекательность для поисковиков.

Примеры использования Диспетчера тегов

1. Подключение Google Analytics

Вначале нажмите «Новый тег» / «Конфигурация тега». В появляющемся списке активируйте «Universal Analytics».

Подключение Google Analytics в Диспетчере тегов Google

В пункте «Настройки Google Analytics» нажмите «Новая переменная…»:

Настройки Google Analytics в Диспетчере тегов Google

Задайте ваш идентификатор отслеживания. Для этого перейдите в Google Analytics в раздел «Администратор» / «Код отслеживания». Код имеет формат UA-хххххххх-хх — просто скопируйте его:

Идентификатор отслеживания для GTM

Вставьте код в соответствующее поле менеджера тегов:

Вставка кода отслеживания в Диспетчер тегов Google

Нажмите «Сохранить», укажите имя переменной и еще раз сохраните. Все, вы создали первый тег.

Теперь нужно задать правило его активации, то есть триггер. Кликните по области «Триггер» под областью «Конфигурация тега», выберите в списке триггер «Просмотр страницы (All pages)» и кликните «Сохранить»:

Настройка триггера в Диспетчере тегов Google

Это не все. Созданный тег заработает только после его публикации. Для этого кликните по кнопке «Отправить»:

Отправка тега в Диспетчере тегов Google

Укажите название версии и краткое описание (чтобы вы понимали, в чем суть внесенных изменений) и нажмите «Опубликовать»:

название версии и краткое описание тега в Диспетчере тегов Google

В разделе «Версии» появится описание новой версии тега и переменных:

Версии тега в GTM

Теперь система аналитики начнет собирать данные (при условии, что код Диспетчера тегов интегрирован на все страницы сайта).

Рекомендуем: Как избавиться от реферального спама в отчетах Google Analytics

2. Подключение Яндекс.Метрики

Яндекс.Метрика не подключена к Диспетчеру тегов, поэтому процедура добавления кода будет немного отличаться. На этапе выбора типа тега кликните на «Пользовательский HTML»:

Подключение Яндекс.Метрики в Диспетчере тегов Google

Теперь перейдите в сервис Яндекс.Метрика в раздел «Настройка» / «Код счетчика» и скопируйте код в поле внизу:

Получение кода счетчика Метрики

Вставьте этот код в поле в менеджере тегов, добавьте триггер (как вы делали при настройке Google Analytics) и нажмите «Сохранить»:

Вставка кода счетчика в Диспетчер тегов Google

Остается опубликовать тег, чтобы он начал передавать данные. Аналогично вы можете добавить любой тег, шаблона которого нет в базе Tag Manager.

Полезно знать: Обзор стандартных отчетов Яндекс.Метрики

3. Отслеживание событий

В Google Analytics есть отчет в разделе «Поведения» / «События». По умолчанию он пустой. Для сбора данных необходимо настроить события с помощью Tag Manager.

События могут быть нескольких типов:

  • клик по конкретной или одной из указанных ссылок;
  • клик по элементу (например, изображению, баннеру или кнопке);
  • срабатывание по таймеру;
  • отправка формы.

Рассмотрим настройку события на примере клика по элементу страницы — кнопке «Подробнее». Для этого вначале необходимо узнать класс элемента. Для этого откройте страницу, выделите элемент и кликните в контекстном меню в браузере «Просмотреть код» и найдите название класса (в нашем примере — more-link):

Просмотр кода в браузере

Выберите в Диспетчере раздел «Переменные», нажмите «Настроить» и активируйте переменную «Click Classes»:

Настройка переменных в Диспетчере тегов Google

Создайте новый триггер (тип — «Все элементы») с условием активации «Некоторые клики». В выпадающем списке выберите переменную «Click Classes» и укажите название класса элемента. Если вы хотите, чтобы событие срабатывало только при клике по элементу на конкретной странице, то нажмите +, выберите переменную Page URL и укажите полный адрес страницы (при условии «равно») или часть страницы (при условии «содержит»):

Создание триггера в Диспетчере тегов Google

Нажмите «Сохранить» и назовите триггер «GA — триггер — клик по кнопке Подробнее».

Теперь создайте новый тег (тип — «Universal Analytics»), укажите тип отслеживания — «Событие», Категория — «Кнопка», Действие — «Клик», Ярлык — {{Click ID}}:

Конфигурация тега в Google Tag manager

Добавьте к этому тегу триггер «GA — триггер — клик по кнопке Подробнее». Остается проверить, чтобы не было ошибок («Предварительный просмотр») и опубликовать триггер. После этого в отчет «События» в Google Analytics начнут поступать данные.

Другие возможности Google Tag Manager

Кроме приведенных примеров использования GTM, с его помощью можно:

  • добавлять семантическую разметку на сайт (вот подробная инструкция);
  • отслеживать конверсии и настраивать ремаркетинг в Google Ads;
  • мониторить звонки после конверсии на сайте;
  • интегрировать платформу Google Optimize для A/B-тестирования;
  • связывать конверсии на разных доменах;
  • подключать сторонние сервисы (Adometry, comScore, FoxMetrics, Infinity, MouseFlow, Placed и мн. др.).

Подводим итоги

Google Tag Manager — это важный инструмент для онлайн-бизнеса, он делает работу с аналитикой намного проще и безопаснее. Он позволяет быстро управлять тегами отслеживания, оптимизации, ремаркетинга и т. п. Вы можете добавлять и изменять коды Google Ads, Google Analytics и прочих сервисов без необходимости изменения исходного кода сайта и привлечения программистов.

Если вы еще не готовы сами внедрить аналитику на сайт, воспользуйтесь услугами «Персонального менеджера» от PromoPult. Он поможет установить и настроить счетчики отслеживания посещаемости, настроить цели и события и прочие параметры.

⌃ ↩

Хорошая статья. А где кнопочки «расшарить»?

0

Прочитали? Вот ещё

Потерянные лиды: почему вам не обойтись без email-трекинга

Почтальон всегда звонит дважды. И спрашивает: «А вы учли данные из почтовых обращений в своей аналитике?» Светлана Ковалёва, евангелист сервиса Callibri, рассказывает, как, кому и почему нужно делать email-трекинг. Спойлер: если у вас В2В бизнес и ваши клиенты любят вам писать, вам точно нужно.

Рекламная система
для продвижения бизнеса
Размещайте рекламу в YouTube, социальных
сетях и статьи на популярных сайтах

Настоящий сервис собирает информацию, зарегистрированную в файлах «cookies» для целей адаптации функционала сервиса к потребностям пользователей, в целях сбора статистической информации для анализа и улучшения качества работы сервиса, а также в рекламных целях. При использовании данного сервиса, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов «cookies». Файлы «cookies» будут сохранены в памяти вашего устройства (ЭВМ). Вы можете изменить настройки файлов «cookies» в вашем браузере, однако такие изменения могут повлиять на функциональность сервиса и ограничить его использование.

Настоящим Я даю свое полное согласие на получение электронных уведомлений (на указанные мой абонентский номер и адрес электронной почты), а также выражаю явное и полное согласие на сбор, хранение, обработку и передачу персональных данных, согласно положениям, изложенным в Политике конфиденциальности, расположенных по адресу: promopult.ru/rules.html?op=private, с которыми я ознакомился и принял.