Что такое футер сайта и что в нем должно быть

15 декабря
17
8 мин
Что такое футер сайта и что в нем должно быть

В самом низу почти любой веб-страницы есть футер (footer), или «подвал» сайта — выделяющийся по дизайну сквозной (одинаковый на всем сайте) элемент. Это важная точка контакта с пользователем, которая помогает удержать внимание, дать нужную информацию или подтолкнуть к целевому действию.

В статье разберем, как сделать футер сайта по-настоящему полезным инструментом для продвижения и продаж.

Оглавление

Основные функции футера

Структурирование страницы

Футер визуально сигнализирует пользователю, что основной контент страницы закончился. Он создает ощущение порядка и предсказуемости, а при наилучшем сценарии — подводит к дальнейшим действиям.

Дополнительная навигация

В подвале сайта размещают ссылки на важные страницы (доставка и оплата, гарантии и прочие) или дают полную карту сайта. Если посетитель дочитал статью до конца или изучил товар, ему не придется прокручивать страницу вверх, чтобы перейти в другой раздел. Кроме того, дополнительная перелинковка может быть полезна для SEO.

Размещение контактной и юридической информации

Это та информация, которая должна быть доступна с любой страницы сайта: адрес компании, телефон, email, ссылки на соцсети, а также политика конфиденциальности, пользовательское соглашение и другие юридические документы. Четкое указание данных повышает доверие пользователя.

Повышение вовлеченности

Если в футере есть форма для подписки или ссылки на социальные сети, пользователь может продолжить контакт с компанией и продвинуться по воронке продаж.

Что чаще всего размещают в футере

Футеры разных сайтов обычно состоят из примерно одних и тех же элементов с небольшими различиями.

Обязательные элементы

Копирайт (©) с указанием года

Базовая правовая метка, которая защищает контент от копирования. Рядом с ней обычно прописывают юридическое наименование правообладателя, иногда — дополнительные реквизиты. Указание текущего года (или периода, например, «2020–2025») сигнализирует, что сайт актуален и поддерживается.

Что такое футер сайта и что в нем должно быть Пример оформления копирайта в блоге PromoPult

Контактные данные

Для бизнеса с физическим присутствием важно указать адрес. При необходимости можно добавить интерактивную карту. Кроме этого нужно прописать минимум один способ связи (телефон, email или аккаунт в мессенджере). Контакты лучше сразу сделать кликабельным. Это упростит для пользователей взаимодействие с сайтом и может поспособствовать конверсии. При необходимости можно указать часы работы компании.

Что такое футер сайта и что в нем должно быть Пример оформления контактов в футере сайта

Ссылки на важные страницы

В дополнительную навигацию обычно включают несколько разделов.

  • Юридические документы: «Политика конфиденциальности», «Условия использования», «Публичная оферта». Все это должно быть на сайте по требованию закона, в частности, ФЗ 152 «О персональных данных».
  • Полезная информация: FAQ (Частые вопросы), «Помощь», «База знаний». Эти разделы помогают снять сомнения пользователей, а иногда способствуют продвижению в генеративных ответах в поиске.
  • Основные услуги и каталоги: категории, которыми чаще всего интересуются пользователи.

Что такое футер сайта и что в нем должно быть На сайте веб-студии необходимые документы и ссылки на важные услуги вынесены в футер

Дополнительные элементы

Карта сайта

Это список всех основных разделов в виде текстовых ссылок. Он полезен не только для людей, но и для поисковых роботов. Им проще будет индексировать внутренние страницы, особенно если сайт большой и со сложной структурой.

Что такое футер сайта и что в нем должно быть В футере сайта платформы Promopult размещена подробная карта сайта со ссылками на важные разделы

Форма подписки на рассылку

В подвале сайта этот инструмент работает на тех, кто уже ознакомился с контентом и, возможно, готов доверить вам свой email для получения новостей, скидок или полезных материалов.

Лучше делать форму простой, вплоть до одного поля (только для адреса почты).

Что такое футер сайта и что в нем должно быть Пример минималистичного поля для подписки в подвале сайта

Кнопка «Наверх»

Это простой элемент, который делает удобнее сайты с «длинным» контентом (объемными статьями, расширенными каталогами) и показывает заботу о пользователе. Обычно выглядит как небольшая стрелка, иногда с поясняющей надписью.

Значки доверия

Это логотипы или ссылки, которые показывают компетентность и надежность компании:

  • Сертификаты и лицензии, если они необходимы в вашей сфере бизнеса.
  • Награды и премии, если они есть.
  • Рейтинги на отзовиках со ссылками на страницы компании.
  • Логотипы известных компаний, с которыми вы сотрудничаете.

Эти элементы снижают барьер сомнения перед покупкой, заполнением формы или другим конверсионным действием.

Что такое футер сайта и что в нем должно быть Пример оформления рейтингов в футере

Ссылки на социальные сети и мессенджеры

Социальные сети — это площадки, где можно убеждать сомневающихся пользователей и создавать лояльное сообщество клиентов. Из подвала сайта туда переходят самые заинтересованные посетители.

Что такое футер сайта и что в нем должно быть Ссылки можно разместить компактно в виде иконок социальных сетей

Вакансии

Крупным компаниям, в которых постоянно идет найм новых сотрудников, может быть полезен отдельный раздел с вакансиями и ссылка на него в подвале сайта.

Что такое футер сайта и что в нем должно быть Ссылка в футере на раздел с вакансиями на сайте МТС

Логотипы платежных систем

Еще один элемент, направленный на укрепление доверия. Он показывает, что на сайте можно сделать безопасный онлайн-заказ.

Что такое футер сайта и что в нем должно быть Логотипы платежных систем в футере интернет-магазина женского белья

Мобильное приложение

Многим пользователям мобильных устройств удобнее зайти в приложение. Если оно у вас есть, можно разместить в подвале сайта ссылки на скачивание или qr-код.

Что такое футер сайта и что в нем должно быть Маркетплейс Ozon делает акцент на своем приложении и размещает QR-код со ссылкой на него в самой заметной зоне футера

Как оформить футер: рекомендации по дизайну и UX

Визуальное выделение

Пользователь должен видеть, что основной контент закончился и начался «подвал». Поэтому нужно четко отделить футер страницы от основного контента с помощью цвета фона, верхней границы или просто пустого пространства. Для светлого сайта можно сделать подвал серым, черным или темно-синим. Эти цвета визуально «приземлят» страницу, и при этом не будут отвлекать от основного контента.

Что такое футер сайта и что в нем должно быть Четкая цветовая граница между основным контентом страницы и футером

Логичная сетка и группировка

Информацию лучше организовать в столбцы или четкие блоки. Для среднего сайта структура футера может быть такой:

  • Первый (широкий) блок. Логотип, краткое описание компании (слоган), опционально — форма подписки.
  • 2–4 колонки. Навигация, контакты, значки доверия. Ссылки в навигации стоит разделить по смыслу и разбить подзаголовками: каталог, полезное, услуги и т. п.
  • Нижняя полоса. Горизонтальная строка в самом низу для копирайта, юридических ссылок и иконок соцсетей.

Конкретные элементы и их расположение могут отличаться. Главное, чтобы пользователь видел логику в структуре.

Что такое футер сайта и что в нем должно быть Пример четко структурированного футера в интернет-магазине парфюмерии и косметики

Умеренность и иерархия

Не стоит перегружать подвал. Каждый элемент в нем должен нести конкретную пользу для посетителя: узнать адрес, найти нужную ссылку и т. п. Самую важную информацию (контакты, призыв к действию) нужно размещать выше и правее — так она быстрее попадет в поле зрения пользователя.

Адаптация под мобильные устройства

Подвал мобильной версии сайта может отличаться от десктопной.

  • Размер кнопок должен быть не меньше чем 44 x 44 пикселя — так по ним удобно будет тапать пальцем.
  • Текст должен легко читаться без масштабирования.
  • Чтобы не растягивать страницу, колонки в футере можно сделать раскрывающимися. Пользователь будет видеть только заголовки блоков и разворачивать их тапом при необходимости.

Что такое футер сайта и что в нем должно быть Футер в мобильной версии блога PromoPult

Типичные ошибки при оформлении футера сайта и как их избежать

Перегрузка информацией. Слишком много текста, ссылок и баннеров сбивают с толку. Придерживайтесь принципа минимализма — добавляйте только самое нужное.

Полное дублирование основного меню. Такой подход может запутать пользователя. Выберите 5–7 ключевых разделов, которые важны для навигации из конца страницы (контакты, поддержка) и которые посещают чаще всего. Посещаемость конкретных страниц можно посмотреть в Яндекс Вебмастере или Метрике.

Слабое визуальное выделение. Если футер сливается с контентом, его просто не заметят. Стоит использовать контрастный, но не кричащий фон. При этом нужно помнить об общей стилистике страницы: использовать фирменные цвета, паттерны и шрифты.

Отсутствие важных данных. Если на видном месте нет контактной информации или ссылки на политику конфиденциальности — доверие пользователя может снизиться. Какие именно элементы для футера обязательны, мы писали выше.

Неадаптированная мобильная версия. Когда страницу нужно прокручивать, а на ссылку невозможно нажать из-за маленького размера, пользователь начинает раздражаться. Уделите внимание мобильному виду подвала сайта при разработке, протестируйте его на устройствах разного размера.

Как футер влияет на SEO и продвижение в поиске

Грамотная перелинковка в подвале перераспределяет вес страниц и помогает поисковым роботам лучше понимать структуру сайта. Страницы быстрее индексируются и могут выше ранжироваться в поиске.

Дополнительная навигация способна увеличить среднее время пребывания на сайте. Форма для сбора лидов повышает вероятность конверсии. Время сеанса и конверсии — это поведенческие факторы, которые влияют на ранжирование.

Футер также может повысить доверие пользователей и поисковиков. Наличие контактов, юридических документов и актуальной информации подтверждает надежность и серьезность бизнеса. Надежность — это один из E-E-A-T факторов в поиске Google.

Повлиять на все факторы ранжирования в поиске Яндекса и Google можно, продвигаясь в SEO-модуле PromoPult. Здесь AI инструменты подбирают конверсионные ключевые слова, группируют их по страницам, анализируют техническое состояние сайта и рекомендуют площадки для ссылочного продвижения. Настроить SEO сможет даже новичок. Все задачи по внутренней оптимизации выполяются по чек-листу и в срок. Успешные кейсы в своей нише смотрите здесь, а протестировать SEO в PromoPult можно бесплатно за 2 недели.

Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2VtzqukV8i5

Футер — это не просто «нижний колонтитул», а полноценный функциональный блок, работающий на ваши цели. Уделите ему внимание, сделайте его понятным, информативным и удобным. Так вы сможете улучшить пользовательский опыт и укрепить доверие к сайту. Вместе с этим повысятся и позиции в поисковой выдаче.

Полный автопилот с указанием домена и бюджета или тонкая ручная настройка:

Запустить рекламу в PromoPult
17
15 декабря

Смотри другие статьи

Чтобы продолжить чтение, зарегистрируйтесь в PromoPult и применяйте знания на практике

Подключите бесплатное продвижение на 2 недели в PromoPult

Для селлеров и владельцев сайтов:

реклама в Яндексе, VK, на Wildberries и SEO в едином интерфейсе

Бесплатные инструменты

для управления рекламой и аналитики конкурентов на WB