Аббревиатура URL расшифровывается как Uniform Resource Locator — унифицированный локатор или, простыми словами, указатель месторасположения, путь ресурса. Разбираемся, что такое URL, зачем он нужен и как должен выглядеть.
Рекомендации по созданию URL для SEO
Что такое URL
URL — это путь к ресурсу, который указывают в адресной строке браузера. Таким ресурсом могут быть сайт, отдельная веб-страница, файл, видео и любой другой объект в интернете (или локальной сети). Чтобы попасть на этот ресурс, нужно прописать адрес в поисковой строке или перейти по ссылке, которая также содержит адрес объекта.
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2VtzqxiNeYc
Из чего состоит URL-адрес
В самом начале URL показывается протокол, по которому осуществляется передача данных. Наиболее распространенные протоколы — HTTP и HTTPS. Поэтому URL-адреса большинства сайтов начинаются так: http:// или https://.
Сразу после протокола следует имя сайта, которое состоит из доменов:
- первого уровня — обозначающего национальную или тематическую принадлежность сайта (.ru, .рф, .com, .aero);
- второго уровня — наименования сайта (google, mail, promopult);
- в ряде случаев — третьего (четвертого и т. д.) уровней (субдоменов), с помощью которых обозначается тематический раздел сайта.
Домены разных уровней в URL всегда разделены точками. Вот, например, адрес сайта с доменами первого и второго уровней: https://mail.ru. А такой адрес — https://auto.mail.ru включает домен третьего уровня auto, который обозначает автомобильный раздел сайта Mail.
Полезно знать: имя сайта всегда уникально (так же как и любой URL с его использованием). Домен второго уровня регистрируется на определенное лицо (физическое, юридическое) и может быть защищен авторскими правами.
Что еще полезно знать про URL:
- Исторически адреса многих сайтов писались с указанием субдомена www (который означает World Wide Web, «Всемирная паутина»). Например, https://www.mail.ru. Некоторые владельцы сайтов до сих пор следуют традиции и обеспечивают открытие ресурса через указанный субдомен. SEO-специалисты, как правило, настраивают перенаправление на «современный» формат URL — без www. При SEO-продвижении страниц рекомендуется следовать одному стандарту (в большинстве случаев это URL без исторического субдомена).
- Также равнозначно указание доменного имени с правым слэшем (палочкой /) в конце — https://mail.ru/ — и без него.
Как настроить разные типы редиректов с одного URL на другой, чтобы не плодить дубли страниц в индексе поисковиков, мы рассказывали в этой статье.
- Практически все современные браузеры (Google Chrome, Yandex, FireFox) распознают доменные имена без указания протокола. То есть можно просто ввести в адрес mail.ru, и сайт откроется, как если бы протокол был указан.
После имени сайта в составе URL могут присутствовать самые разные данные и обозначения. Распространенные примеры — ниже.
Каталоги и подкаталоги, которые:
- по аналогии с субдоменами обозначают тематический блок сайта;
- используются для получения доступа к определенной информации, файлам, базам данных.
Например, адрес https://auto.mail.ru/news с каталогом /news соответствует новостному блоку автомобильного раздела сайта Mail. А адрес https://e.mail.ru/inbox/ ведет в каталог входящих сообщений пользователя электронной почты Mail.
Конечные источники информации — веб-страницы, файлы, скрипты, различные идентификаторы и параметры для обработки данных.
Например, адрес https://www.google.com/search?q=coca-cola содержит параметры, указывающие на то, что через поисковик Google был совершен поисковый запрос (search) про напиток «Кока-Кола».
А это URL-адрес конкретного файла (инструкции к бытовой технике) — https://drv.dns-shop.ru/Manuals/M/minimojka-finepower-hpc0420_instrukcia.pdf.
Бывает, что URL-адрес к документу указывается без использования каталога, то есть сразу после доменного имени сайта — https://cgkipd.ru/gkgn_form.doc.
Виды URL
Абсолютный и относительный URL
Рассмотренная выше структура URL соответствует полному (абсолютному) URL-адресу — от названия протокола до конечного источника информации. Есть также относительные URL, состоящие только из тех компонентов, что находятся справа от доменного имени (каталога, подкаталога). На относительные URL обычно прописывается ссылка в HTML-коде веб-страницы (например, для обеспечения загрузки определенной страницы или файла), и потому такие адреса чаще всего применяются в технических целях.
Так, на новостной странице https://ko.ru/news/kitayskaya-haier-zakroet-biznes-candy-v-rossii/ применяются:
- абсолютный URL — например, на новость по теме о платежах для пользователей соцсети X Илона Маска (https://ko.ru/news/mask-vvedet-nebolshoy-ezhemesyachnyy-platezh-dlya-polzovateley-x/);
- относительный URL — в HTML-коде данной страницы (/news/mask-vvedet-nebolshoy-ezhemesyachnyy-platezh-dlya-polzovateley-x/) — без указания протокола и сайта, то есть начинающийся с каталога news.
Есть и иные способы классификации URL по видам. Так, есть статические и динамические адреса.
Статический и динамический URL
URL-адрес может быть полностью неизменным с течением времени, а может включать меняющиеся (непостоянные) части. В первом случае он называется статическим, во втором — динамическим.
Разницу покажем на простом примере.
Статический адрес — https://www.google.com, он всегда неизменен.
Динамический — https://www.google.com/search?q=coca-cola, он содержит непостоянную часть — coca-cola, которая может быть заменена на соответствующую другому поисковому запросу. Например — https://www.google.com/search?q=pepsi.
Форматы URL
Технологические стандарты размещения информации в сети таковы, что все составляющие URL-адреса могут быть корректно записаны только:
- латинскими буквами (причем английским алфавитом, то есть без «национальных» букв ö, ä, š и иных);
- арабскими цифрами;
- разрешенными для размещения в URL стандартизованными символами (например, #, &, =).
Использование любых других символов в URL-адресе не предусмотрено. Но можно при необходимости применить их кодовое обозначение, состоящее из латино-английских букв, цифр, разрешенных стандартизованных символов. Так, пробел между словами в URL обозначается кодом %20.
Пример: URL поискового запроса про жвачку Juicy Fruit в интернет-магазине будет выглядеть так — https://market.yandex.ru/search?text=juicy%20fruit.
Большинство современных браузеров при этом отображают пробел «как есть» — для удобства восприятия пользователем.
Однако во внутренних программных алгоритмах браузера пробел все равно учитывается по коду %20.
И это ключевой момент в части применения URL. Для пользователя адрес может отображаться одним способом — по принципу «удобно читать». Для браузера (и других компьютерных программ) — по установленному технологическому стандарту (по принципу «как положено»).
Любые символы в URL-адресе, не являющиеся стандартизованными URL-символами (латинскими английскими буквами, цифрами), браузер перекодирует (не всегда показывая это пользователю) в соответствующие стандартизованные символы для внутренней обработки и обеспечения перехода на интернет-ресурс по заданному URL.
Кириллические буквы
Частный случай применения нестандартизованных символов — кириллические буквы. В онлайн-индустрии они применяются, чтобы русскоязычным пользователям было легче запоминать названия сайтов, ориентироваться в их структуре. Современные браузеры научились воспроизводить кириллические части URL, чтобы пользователям было «удобно читать».
Однако внутреннюю обработку URL браузер осуществляет в установленном порядке — перекодируя кириллические буквы в стандартизованные URL-символы — «как положено».
Как это происходит? В данном случае применяется технология Punycode (на базе стандарта IDNA). С его помощью кириллическое имя сайта «Объясняем.рф» перекодируется в латино-цифровой вид:
- домен второго уровня «объясняем» преобразовывается в стандартизованные символы xn--90aivcdt6dxbc;
- домен первого уровня «рф» будет xn--p1ai.
Полный URL как результат перевода кириллического в стандартизованный — https://xn--90aivcdt6dxbc.xn--p1ai. Именно в таком виде он обрабатывается браузером.
URL на кириллице могут содержать кириллические или латинские каталоги и подкаталоги. В первом случае браузер отображает их «как удобно» пользователю.
Но во внутренних программных алгоритмах переводит «как положено» (применяя при этом не IDNA, а стандарт UTF-8).
Из картинки выше видно, что URL, который состоит из переведенных в стандартизованную кодировку кириллических букв, очень длинный. Для браузера это не проблема, но при копировании URL от одного пользователя к другому это может создавать неудобства — часть адреса может потеряться.
Поэтому многие владельцы сайтов предпочитают не кириллические, а транслитерированные URL, которые являются стандартизованными (не требуют перевода). Речь идет о применении в адресе русского названия в латино-английской транскрипции. Например — https://kupiprodai.ru/, https://neftegaz.ru/.
Человекопонятные URL (ЧПУ)
Транслитерация — один из способов создания человекопонятных URL (ЧПУ). То есть тех, которые по своему содержанию позволяют легко узнать, на какой ресурс ведет адрес (о чем там написано на странице, что можно найти или скачать).
Например, URL-адреса https://kupiprodai.ru/rabota/, https://kupiprodai.ru/uslugi/ ясно раскрывают содержимое каталогов сайта.
Поисковые системы выше ранжируют сайты с человекопонятными адресами. Такими, которые объединяют в себе два, казалось бы, противоположных принципа конструирования URL — «как удобно» и «как положено».
Рекомендации по созданию URL для SEO
Собрали несколько советов, как создавать URL-адреса для лучшего продвижения сайта в поисковиках.
Используйте короткие и логичные имена сайтов и каталогов
URL в части имени сайта и последующих символов (наименований каталогов) должен быть коротким (всего не более 70–80 символов), легко запоминающимся для пользователя.
Это позволит читателю легче понять тематику ресурса, который находится непосредственно в строке поисковой выдачи. Проще говоря, лучше применить .ru/sinie-svitera, а не .ru/odezda/casual/sinie/verh/svitera.
Как мы уже сказали, перевод кириллического URL на англо-латиницу выглядит очень длинно. Если решено использовать кириллические адреса, то для удобства тиражирования URL-ссылок можно использовать специальные онлайн-сервисы для укорачивания URL. Они преобразуют длинный URL (на кириллице) в короткий на англо-латинице.
Однако укороченные URL нельзя использовать для SEO-продвижения. Только для раздачи целевых длинных URL пользователям.
Используйте дефисы вместо пробелов и других символов
Наличие спецкода для пробела %20 в URL несколько ухудшает визуальное восприятие адреса. Гораздо комфортнее читать super-skidki-na-tovar, чем super%20skidki%20na%20tovar.
Используйте только маленькие буквы
Так вы облегчите запоминание адреса и повысите удобство чтения. А еще исключите ошибки при копировании и передаче URL между пользователями.
Используйте только протокол https
Альтернативный ему http помечается поисковой системой Google как небезопасный, и ссылка, содержащая такой протокол, может не открыться в принципе. На сайте не должно быть страниц, начинающихся с http. Если вы оставляете этот протокол, будьте готовы к тому, что часть пользователей будет настороженно относиться к «небезопасному» ресурсу.
Используйте SSL-сертификаты
SSL-сертификат шифрует соединение между сервером и браузером пользователя, делая его безопаснее. Если сертификата нет, посетитель будет постоянно получать уведомления о небезопасном соединении. Если вообще попадет на сайт — некоторые браузеры за отсутствие SSL-сертификата блокируют.
Избегайте дублирования содержания
Не размещайте копии страниц (файлов) с разными URL на одном сайте — поисковые машины оценивают такие сайты ниже аналогичных, но без дублей.
Позаботьтесь об удобстве пользователя
URL — это не только технический элемент сайта, но и часть пользовательского опыта. Он должен быть:
- информативным — так, чтобы пользователь понимал, где он находится, а поисковик «оценил» соответствие адреса страницы и ее содержимого;
- легко запоминаемым — так, чтобы можно было вводить его в браузере (быстро находить в истории посещений) даже без поисковиков.