Search Console (до мая 2015 года — Webmaster Tools) — это бесплатный сервис для вебмастеров от Google. Здесь собрано множество полезных инструментов, которые облегчают взаимодействие администратора сайта с поисковой системой. При продвижении в Google информация из Search Console является наиболее актуальной. Существует как минимум семь причин добавить сайт в этот сервис.
1. Указание главного зеркала сайта
Google может автоматически склеить зеркала (сайты с разными адресами, но одинаковым содержимым). Главное зеркало будет определено на усмотрение поисковика. Если же вы хотите самостоятельно указать его, сделайте это с помощью Search Console.
Добавляем два URL: с префиксом www и без него. Подтверждаем права на каждый домен. Далее открываем любой из них и заходим в настройки сайта:
В настройках выбираем вариант, который нам больше подходит (обычно — без www):
Вот и все, никаких дополнительных действий совершать не нужно.
2. Получение информации о возможных проблемах
Может существовать вероятность, что на ваш сайт наложен фильтр поисковой системы. Другая возможная неприятность — взлом сайта и заражение вирусами. Информация о такого рода проблемах доступна в Search Console. Заходим в раздел «Поисковый трафик» / «Меры, принятые вручную». Если видим такое сообщение, значит все в порядке:
В противном случае будет описано, по какой причине применены санкции. Причин может быть несколько: взломанный сайт, искусственные внешние ссылки, бесполезное содержание, агрессивный спам, скрытый текст и мн. др.
Кроме этого в Search Console можно посмотреть ошибки сканирования страниц (раздел «Сканирование»). Здесь доступны две группы отчетов: ошибки сайта и ошибки URL. В первом отчете отражаются ошибки DNS, сервера и доступа к robots.txt за последние 90 дней, во втором — ошибки доступа робота к конкретным URL.
После исправления ошибок нужно отправить страницы на перепроверку, нажав «Отметить как исправленные».
В отдельном разделе вынесена информация о возможных проблемах безопасности. Если при переходе на сайт в браузере появляется сообщение, что на сайте вредоносное ПО, то самое время посетить этот раздел Search Console.
3. Анализ поисковых запросов
Переходим в раздел «Поисковый трафик» / «Анализ поисковых запросов». Здесь доступна статистика по количеству показов сайта, кликов, CTR. Кроме того, отображается информация по позициям в поиске. Данные доступны в разрезе поисковых фраз, страниц, стран, устройств, типа поиска и дат.
Данные можно просмотреть онлайн или скачать в формате CSV или Google Docs. Более того, можно интегрировать Search Console с Google Analytics и использовать информацию о показах, CTR и позициях для углубленного анализа.
4. Проиндексированные ссылки
В Search Console отражены ссылки, которые проиндексировал робот Google, а значит, именно они будут учитываться при ранжировании сайта. Посмотреть их можно в разделе «Поисковый трафик» / «Ссылки на ваш сайт». Здесь указаны ссылающиеся домены, страницы, на которые ссылаются, и текстовые анкоры.
Если нажать на интересующий домен, вы увидите список ссылок, исходящих с него. Данные таблиц можно загрузить в формате CSV или Google Docs.
5. Страницы в поиске
Это, пожалуй, наиболее востребованный инструмент. Информация о страницах в поиске доступна в разделе «Индекс Google» / «Статус индексирования».
По сути, кроме количества страниц в поиске, здесь больше нет какой-либо информации. Единственное, на вкладке «Расширенные данные» можно увидеть количество заблокированных ресурсов в robots.txt.
6. Инструмент «Просмотреть как Googlebot»
Данный сервис доступен в разделе «Сканирование». С его помощью вы можете увидеть, как выглядят страницы сайта в глазах поискового робота. Бывает, что робот некорректно распознает содержимое. В этом случае нужно искать причины, ведь оценка юзабилити может быть занижена, что негативно влияет на ранжирование.
На рисунке ниже мы видим, что роботом были обнаружены проблемы распознавания содержимого:
После исправления ошибок и переиндексации все встало на свои места:
Если бы не этот инструмент, вебмастер и не подозревал бы о том, что робот видит содержимое сайта некорректно.
7. Анализ и управление микроразметкой
Микроразметка важна для структурированного представления данных, что облегчает понимание содержимого страницы поисковым ботом. Кроме этого микроразметка позволяет получить красивый сниппет в результатах поиска. Проверить валидность микроразметки можно в разделе «Структурированные данные»:
С помощью «Маркера» можно в упрощенном режиме задать микроразметку страниц. В режиме визуального редактора, выделяя фрагменты текста, вы задаете тип разметки. Можно создать группу страниц, и однотипные данные будут размечаться сразу на всех страницах.
Скоро вступят в силу новые функции
Сервис Search Console готовит масштабное обновление с внедрением новых функций. В данный момент обновленная панель проходит тестирование в западном сегменте веба. Однако уже известно, какие новые инструменты получат вебмастера: первый — для учета страниц в индексе Google и рекомендаций по их оптимизации; второй — для отслеживания корректности применения технологии ускоренных мобильных страниц. Подробнее об этом вы можете прочесть в последнем дайджесте новостей нашего блога. Следите за анонсами — мы обязательно расскажем, когда новый функционал будет доступен в рунете.
Подводим итоги
Если вы продвигаете сайт в Google, однозначно добавьте его в Search Console. Вы получите массу полезных инструментов, сможете установить обратную связь с поисковой системой и собирать полезную статистику. Все это существенно облегчит работу, тем более что сервис бесплатный. Если вам потребуется помощь с проверкой индексации сайта, выявлением возможных проблем, вы можете подключить услугу «Персональный менеджер» в SeoPult и воспользоваться поддержкой специалиста.