* * * Специально для конкурса «SeoPult-эксперт» * * *
15-го декабря 2010 года Яндекс запустил новый алгоритм под названием «Краснодар», в основу которого легла технология «Спектр». Главной особенностью этой технологии является большая весомость поведенческих факторов для ряда общих запросов.
Как сообщают представители Яндекса, теперь учитывается целый спектр неявных целей пользователей для ранжирования результатов поиска. Что это за «неявные цели»? Влияют ли они на ранжирование по всем запросам, либо по какой-то группе запросов? В данной статье описаны некоторые наблюдения последних тенденций, а также даны некоторые рекомендации для улучшения видимости сайтов.
Неявные цели пользователей
Цель пользователя можно узнать по его поведению. Анализируя поведение пользователей в результатах поиска или конкретно на сайтах, можно с большой точностью понять, что он все-таки ищет. Поведенческий фактор уже многократно обсуждался этой осенью в блогосфере, сейчас же его роль подтверждена и представителями Яндекса.
К таким факторам относятся:
1. Кликабельность сниппета
Если на сайт не кликают в выдаче в течение длительного периода, у него, скорее всего, непривлекательный для данного запроса сниппет, либо он не отвечает на вопрос пользователя. Со стороны Яндекса логично снять такой бесполезный сайт с первых позиций (как он это успешно делает в Директе).
Рекомендации:
Для улучшения кликабельности сниппета рекомендуется над ним поработать, чтобы он выглядел привлекательно, а текст заголовка мотивировал пользователя на него кликнуть (то есть он должен быть содержательным).
Посмотрите, как выглядят сниппеты у сайтов-конкурентов, и вы примерно поймете, над чем стоит поработать.
2. User-experience (опыт работы посетителя с сайтом)
Здесь и количество просмотренных страниц, и показатель отказов, а также время, проведенное на сайте, и некоторые другие статистические данные, измеряемые Яндекс.Баром или Яндекс.Метрикой.
Рекомендации:
Для улучшения опыта работы посетителя с вашим сайтом необходимо оптимизировать его навигацию, улучшить юзабилити, убрать рекламу и всплывающие баннеры, которые заставляют посетителя закрыть окно браузера, оптимизировать скорость загрузки страницы.
Сделайте всё возможное, чтобы посетитель остался вашим постоянным (клиентом). Платон Щукин твердит почти всем: «Работайте над сайтом, и вскоре его заметят». Это не пустые слова :) Подумайте, как вы можете улучшить свой сайт, чтобы и вам было приятно и удобно им пользоваться, и чтобы посетители могли быстро найти нужную им информацию.
3. Кликабельность ссылки
Важный фактор, про который многие забывают. Яндекс учитывает, по каким из ссылок люди переходят, а по каким нет, отсюда делает вывод об их значимости. Естественно, здесь в совокупности должен учитываться и показатель отказов страницы, на которую перешли по этой ссылке. По опыту замечена более эффективная работа кликабельных ссылок.
Рекомендации:
Старайтесь размещать ссылки или часть ссылок на тех ресурсах, на которых по ним будут кликать (см. подробней ниже).
Классификатор запросов
Чтобы формировать качественную выдачу, поисковая система должна представлять, по каким запросам что ищут, то есть как-то их классифицировать.
Существуют такие запросы, на которые ответ дать легко. Обычно это информационные и навигационные запросы, такие как: «сколько стоит nokia 5800», «проверка исходящих ссылок». Также несложно дать вопрос на транзакционный запрос вроде «заказать пиццу» или «установка рольставней в москве». Однако существуют и общие запросы, которые Яндекс называет неявными или неполными.
К общим запросам относятся:
- пицца (непонятно, хочет ли пользователь найти рецепт или заказать);
- пластиковые окна (пользователь ищет отзывы, цену или какую-то инструкцию?);
- пушкин (тут, может быть, искали город или великого русского поэта);
- samsung (ищут информацию о бренде или какой-то телефон, пылесос?);
- и т. д.
Таким образом, классификатор Яндекса присваивает неявным запросам какую-либо категорию, например, «товары», «города» или «личности» и др. Исходя из категории, он как бы переформулирует запрос, добавляя слова, но дополнительные слова попадают не в сам переформулированный запрос, а просто им придается больший вес в определенных функциях, которые потом учитываются в MartixNet.
К примеру, если запрос относится к категории «товары», то слова «купить», «отзывы» и «обзоры» будут наиболее востребованы пользователями. А если запрос относится к категории «лекарства», то востребованным будет «инструкция» по этому лекарству.
Классификатор Яндекса основан на использовании различных словарей и энциклопедий, в том числе и Википедии.
При продвижении сайта по выбранным запросам определите, если они неявные (общие), к каким категориям они могут быть отнесены. Если это, к примеру, товары, тогда используйте на продвигаемых страницах те слова, которые максимально могут быть востребованы посетителями сайта. Эти слова можно вывести как из самой выдачи Яндекса, так и используя статистику сайта (например, Google Analytics).
Разнообразная выдача
Яндекс старается делать выдачу разнообразной по неявным запросам. Если, к примеру, взять запрос «суши», то в выдаче должны быть и рецепты, и магазины, и какая-то дополнительная информация. По запросу «майкл джексон» в выдаче вы увидите и страницы биографии, и музыку для скачивания, и тексты песен, а также какие-то новости.
Делаем вывод… Чем мы можем отличиться от других сайтов-конкурентов в ТОПе? Если сайт, подобный нашему, с подобной информацией, но намного качественней, присутствует в выдаче, то в ТОП выйти будет очень-очень сложно с нашим прежним контентом, практически невозможно. Поэтому найдите тот участок спектра запроса, которого в выдаче ещё нет (или он не так хорош, как бы вы могли раскрыть его на своём сайте). Например, если по запросу «лампы» в выдаче нет сайтов, описывающих принцип действия или особенности применения, а у вас всё это есть, то ТОП будет занять легче, сам Яндекс вам в этом поможет.
Основное свойство ссылок — быть кликнутой!
Вы когда-нибудь кликаете на продажные ссылки, размещенные в футере? Очень-очень редко, если именно нужная попадется вам под курсор мышки. Но кликабельность ссылки — хороший показатель её качества, а также тематичности размещения её на определенной странице. Яндекс может отслеживать переходы по ссылкам через Яндекс.Бар и наиболее востребованным из них давать больше веса. Конечно же, пока этот фактор наиболее весом для неявных (общих) запросов, чтобы дать пользователям как можно более релевантную и разнообразную информацию в выдаче.
Выводы очевидны:
- ссылки, скрытые от пользователей, становятся менее эффективными;
- нерелевантные постовые на блогах тоже малоэффективны;
- желательно подбирать площадки таким образом, чтобы на размещенную на них ссылку кликали, причем не просто кликали, а и дальше ходили по сайту;
- продвижение статьями помогает;
- обзоры, статьи, пресс-релизы, реклама, тематические постовые и др. более эффективны для продвижения неявных запросов.
Тенденции поиска
Яндекс борется за качество выдачи и в этой борьбе выигрывают пользователи. Оптимизаторы же, которые пытались продвинуть в ТОП заведомо некачественный ресурс, зачастую проигрывают — пока не проведут сами (или их клиенты) работу над улучшением качества и увеличением ценности своего ресурса.
Частота обновления спектра, о котором рассказывалось в этой статье, — несколько раз в неделю. Это означает, что у нас имеется возможность быстро повлиять на ранжирование улучшением качества своего ресурса (если сайт достаточно хорошо посещаем), а также тематичностью размещенных внешних ссылок.
Все шаги Яндекса идут к персонализации поиска. Ещё чуть-чуть, и он будет хранить историю поведения каждого из пользователей, используя которую, он будет знать «их тайные желания». Из этой истории легко определять, что показать именно этому пользователю. Другие же люди будут наблюдать совершенно иную выдачу в результатах поиска. По всей видимости, персонализация, как окончательный этап улучшения качества поисковой выдачи, будет планом работы Яндекса на 2011 год.
А что вы думаете по поводу нового алгоритма «Краснодар»?
Сергей Кокшаров (www.devaka.ru)