* * * Специально для конкурса «SeoPult-эксперт» * * *

15-го декабря 2010 года Яндекс запустил новый алгоритм под названием «Краснодар», в основу которого легла технология «Спектр». Главной особенностью этой технологии является большая весомость поведенческих факторов для ряда общих запросов.

Как сообщают представители Яндекса, теперь учитывается целый спектр неявных целей пользователей для ранжирования результатов поиска. Что это за «неявные цели»? Влияют ли они на ранжирование по всем запросам, либо по какой-то группе запросов? В данной статье описаны некоторые наблюдения последних тенденций, а также даны некоторые рекомендации для улучшения видимости сайтов.

Неявные цели пользователей

Цель пользователя можно узнать по его поведению. Анализируя поведение пользователей в результатах поиска или конкретно на сайтах, можно с большой точностью понять, что он все-таки ищет. Поведенческий фактор уже многократно обсуждался этой осенью в блогосфере, сейчас же его роль подтверждена и представителями Яндекса.

К таким факторам относятся:

1. Кликабельность сниппета

Если на сайт не кликают в выдаче в течение длительного периода, у него, скорее всего, непривлекательный для данного запроса сниппет, либо он не отвечает на вопрос пользователя. Со стороны Яндекса логично снять такой бесполезный сайт с первых позиций (как он это успешно делает в Директе).

Рекомендации:

Для улучшения кликабельности сниппета рекомендуется над ним поработать, чтобы он выглядел привлекательно, а текст заголовка мотивировал пользователя на него кликнуть (то есть он должен быть содержательным).

Посмотрите, как выглядят сниппеты у сайтов-конкурентов, и вы примерно поймете, над чем  стоит поработать.

2. User-experience (опыт работы посетителя с сайтом)

Здесь и количество просмотренных страниц, и показатель отказов, а также время, проведенное на сайте, и некоторые другие статистические данные, измеряемые Яндекс.Баром или Яндекс.Метрикой.

Рекомендации:

Для улучшения опыта работы посетителя с вашим сайтом необходимо оптимизировать его навигацию, улучшить юзабилити, убрать рекламу и всплывающие баннеры, которые заставляют посетителя закрыть окно браузера, оптимизировать скорость загрузки страницы.

Сделайте всё возможное, чтобы посетитель остался вашим постоянным (клиентом). Платон Щукин твердит почти всем: «Работайте над сайтом, и вскоре его заметят». Это не пустые слова :) Подумайте, как вы можете улучшить свой сайт, чтобы и вам было приятно и удобно им пользоваться, и чтобы посетители могли быстро найти нужную им информацию.

3. Кликабельность ссылки

Важный фактор, про который многие забывают. Яндекс учитывает, по каким из ссылок люди переходят, а по каким нет, отсюда делает вывод об их значимости. Естественно, здесь в совокупности должен учитываться и показатель отказов страницы, на которую перешли по этой ссылке. По опыту замечена более эффективная работа кликабельных ссылок.

Рекомендации:

Старайтесь размещать ссылки или часть ссылок на тех ресурсах, на которых по ним будут кликать (см. подробней ниже).

Классификатор запросов

Чтобы формировать качественную выдачу, поисковая система должна представлять, по каким запросам что ищут, то есть как-то их классифицировать.

Существуют такие запросы, на которые ответ дать легко. Обычно это информационные и навигационные запросы, такие как: «сколько стоит nokia 5800», «проверка исходящих ссылок». Также несложно дать вопрос на транзакционный запрос вроде «заказать пиццу» или «установка рольставней в москве». Однако существуют и общие запросы, которые Яндекс называет неявными или неполными.

К общим запросам относятся:

  • пицца (непонятно, хочет ли пользователь найти рецепт или заказать);
  • пластиковые окна (пользователь ищет отзывы, цену или какую-то инструкцию?);
  • пушкин (тут, может быть, искали город или великого русского поэта);
  • samsung (ищут информацию о бренде или какой-то телефон, пылесос?);
  • и т. д.

Таким образом, классификатор Яндекса присваивает неявным запросам какую-либо категорию, например, «товары», «города» или «личности» и др. Исходя из категории, он как бы переформулирует запрос, добавляя слова, но дополнительные слова попадают не в сам переформулированный запрос, а просто им придается больший вес в определенных функциях, которые потом учитываются в MartixNet.

К примеру, если запрос относится к категории «товары», то слова «купить», «отзывы» и «обзоры» будут наиболее востребованы пользователями. А если запрос относится к категории «лекарства», то востребованным будет «инструкция» по этому лекарству.

Классификатор Яндекса основан на использовании различных словарей и энциклопедий, в том числе и Википедии.

При продвижении сайта по выбранным запросам определите, если они неявные (общие), к каким категориям они могут быть отнесены. Если это, к примеру, товары, тогда используйте на продвигаемых страницах те слова, которые максимально могут быть востребованы посетителями сайта. Эти слова можно вывести как из самой выдачи Яндекса, так и используя статистику сайта (например, Google Analytics).

Разнообразная выдача

Яндекс старается делать выдачу разнообразной по неявным запросам. Если, к примеру, взять запрос «суши», то в выдаче должны быть и рецепты, и магазины, и какая-то дополнительная информация. По запросу «майкл джексон» в выдаче вы увидите и страницы биографии, и музыку для скачивания, и тексты песен, а также какие-то новости.

Делаем вывод… Чем мы можем отличиться от других сайтов-конкурентов в ТОПе? Если сайт, подобный нашему, с подобной информацией, но намного качественней, присутствует в выдаче, то в ТОП выйти будет очень-очень сложно с нашим прежним контентом, практически невозможно. Поэтому найдите тот участок спектра запроса, которого в выдаче ещё нет (или он не так хорош, как бы вы могли раскрыть его на своём сайте). Например, если по запросу «лампы» в выдаче нет сайтов, описывающих принцип действия или особенности применения, а у вас всё это есть, то ТОП будет занять легче, сам Яндекс вам в этом поможет.

Основное свойство ссылок — быть кликнутой!

Вы когда-нибудь кликаете на продажные ссылки, размещенные в футере? Очень-очень редко, если именно нужная попадется вам под курсор мышки. Но кликабельность ссылки хороший показатель её качества, а также тематичности размещения её на определенной странице. Яндекс может отслеживать переходы по ссылкам через Яндекс.Бар и наиболее востребованным из них давать больше веса. Конечно же, пока этот фактор наиболее весом для неявных (общих) запросов, чтобы дать пользователям как можно более релевантную и разнообразную информацию в выдаче.

Выводы очевидны:

  • ссылки, скрытые от пользователей, становятся менее эффективными;
  • нерелевантные постовые на блогах тоже малоэффективны;
  • желательно подбирать площадки таким образом, чтобы на размещенную на них ссылку кликали, причем не просто кликали, а и дальше ходили по сайту;
  • продвижение статьями помогает;
  • обзоры, статьи, пресс-релизы, реклама, тематические постовые и др. более эффективны для продвижения неявных запросов.

Тенденции поиска

Яндекс борется за качество выдачи и в этой борьбе выигрывают пользователи. Оптимизаторы же, которые пытались продвинуть в ТОП заведомо некачественный ресурс, зачастую проигрывают пока не проведут сами (или их клиенты) работу над улучшением качества и увеличением ценности своего ресурса.

Частота обновления спектра, о котором рассказывалось в этой статье, — несколько раз в неделю. Это означает, что у нас имеется возможность быстро повлиять на ранжирование улучшением качества своего ресурса (если сайт достаточно хорошо посещаем), а также тематичностью размещенных внешних ссылок.

Все шаги Яндекса идут к персонализации поиска. Ещё чуть-чуть, и он будет хранить историю поведения каждого из пользователей, используя которую, он будет знать «их тайные желания». Из этой истории легко определять, что показать именно этому пользователю. Другие же люди будут наблюдать совершенно иную выдачу в результатах поиска. По всей видимости, персонализация, как окончательный этап улучшения качества поисковой выдачи, будет планом работы Яндекса на 2011 год.

А что вы думаете по поводу нового алгоритма «Краснодар»?


Сергей Кокшаров (www.devaka.ru)

⌃ ↩

Здорово все расписано. Еще бы узнать – смогут ли нечестные накручивать “поведенческий” фактор ботами? Хотя, думаю, эта тема станет известна широким массам нескоро :)

0
Дмитрий Душенко

Очень полезные советы приведены в статье. Учтем в работе, спасибо, Сергей, за очень интересный материал.

0

Marx, пожалуйста.

Виктор, есть некоторые биржи, предлагающие манипулировать поведенческим фактором. В частности, объем трафика считают одним из факторов. Но результаты пока что недоказаны, да и тут нужен другой подход – реальные исполнители.

Сейчас после введения краснодара в выдаче много несуразицы, яндекс быстренько фиксит, чтобы успеть доделать план до нового года :) поэтому что-то может поменяться из заявленного ими.

0

как определяется, что по ссылке в поисковой выдаче Яндекса кто-то кликнул?

0

добавление слов “отзыв” и “купить” ну и так далее в TITLE поможет ?

0

Аноним, клики по ссылкам определяются Яндекс.Баром, который установлен у многих пользователей, это как минимум. На сайтах с Яндекс.Метрикой тоже есть возможность отслеживать клики.

Олег, по идее, добавление этих слов в тайтл поможет :) но лучше чтобы и на самой странице была бы информация о том, “как купить” и где почитать отзывы. Любой вид обмана может обернуться не лучшей стороной…

0

> как определяется, что по ссылке в поисковой выдаче Яндекса кто-то кликнул?
А вы внимательно посмотрите в строку адреса, когда кликаете – там видно, что сначала идет урл яндекса и только потом переадресация на сайт. У гугла тоже самое. И довольно давно. Я думаю поведенческий фактор давно является одним из факторов ранжирования. Ну или каким-то другим инструментом в обратной связи поисковых систем.

0
Елена Камская

Отличная статья! Особенно ценное замечание по поводу основного свойства ссылок – мы еще некоторое время назад заметили, что ссылки, размещенные в кликабельных местах, учитываются быстрее и работают лучше. Думаю, спектр был выложен (возможно, частично) гораздо раньше, чем его объявили.

0

Добавил в закладки, разберусь немного позже. Все-таки яндекс тупит по сравнению с гуглом во много раз. Гугол индексирует практически сразу , а яша “найдет все со временем” …

0

Думаю о Краснодаре говаривать еще рано с предложениями о том как в нем себя вести. т.к. прошло почти ничего и ясно тоже думаю не все. Так что статья думаю не выдала именно точность поведения сайта в Краснодаре,а лишь надумки и предположения афтора.

Считаю статью не акктуальной из-за маленького срока Краснодара

0

Капитан очевидность в соседних постах бесит, хочу проголосовать здесь

0

Все идет к тому что продвинутые оптимизаторы будут получать больше клиентов, головы у них станут еще больше, простому человеку сайт продвинуть без знания всех тонкостей будет нереально :(

0

На словах все выглядит очень хорошо.Но вот как будет на деле не понятно.Например “..а также время, проведенное на сайте..” на сайтах с фильмами можно часами сидеть,а на других и минуты хватит,не зависимо от юзабилити.

0

Иван, так понятное дело, что от разных типов запросов ожидается разное время пребывания на сайте. Кстати, возможно, добавление интересного видео-ролика на сайт задержит посетителя, действительно, и сыграет положительную роль в поведенческом факторе.

0
Андрей Михин

Советую посмотреть на Seopult.TV в рубрике “Продвижение сайтов” семинар Алексея Штарева “Новые алгоритмы Яндекса. Что нового и как продвигать сайты сейчас?”. Ну, очень интересно!!!))

0

Очередная порция действительно полезной информации от Сергея.

Спасибо!

Желаю победы в этом конкурсе.

0

Спасибо, хорошая статья! Голосую за!

0

Кликабельность ссылок Яндекс пока не ввел по словам Садовского:

Мы пока не используем этот фактор в Матрикснете. Если будем использовать, то по-умному, накрутить его будет непросто.

http://mexboy.ru/?p=1747

0

mexboy, года 3-4 назад яндекс еще говорил, что “оптимизаторов SE не существует вовсе” )
если только представителей яндекса слушать, особо не продвинешься

0
Модуль профессиональных
инструментов
Вы выбираете площадки для рекламы
Съем позиций, работа с ядром,
парсеры. Любые объемы

Настоящий сервис собирает информацию, зарегистрированную в файлах «cookies» для целей адаптации функционала сервиса к потребностям пользователей, в целях сбора статистической информации для анализа и улучшения качества работы сервиса, а также в рекламных целях. При использовании данного сервиса, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов «cookies». Файлы «cookies» будут сохранены в памяти вашего устройства (ЭВМ). Вы можете изменить настройки файлов «cookies» в вашем браузере, однако такие изменения могут повлиять на функциональность сервиса и ограничить его использование.

Настоящим Я даю свое полное согласие на получение электронных уведомлений (на указанные мой абонентский номер и адрес электронной почты), а также выражаю явное и полное согласие на сбор, хранение, обработку и передачу персональных данных, согласно положениям, изложенным в Политике конфиденциальности, расположенных по адресу: promopult.ru/rules.html?op=private, с которыми я ознакомился и принял.