Последние годы китайский поисковик Baidu активно наращивает свою долю в присутствии в веб-поиске и диджитал рекламе. Согласно отчету eMarketer за 2014 доля Baidu на рынке интернет-рекламы Китая составила 28,9%, а доля в интернет-рекламе на глобальном рынке равна 4,68%. Но сегодня компания ориентируется не только на веб, но и на мобильные сервисы и мобильный поиск, которые и должны стать основными статьями дохода компании.
Мобильная аудитория интернета в Китае на сегодняшний день составляет 557 миллионов активных пользователей, при этом самым популярным поисковиком является именно Baidu. Как говорит представитель компании Кайзер Куо: «все, что мы делаем, мы делаем, в первую очередь, для мобильных устройств… мы не игнорируем десктопы, но за последние два года мы построили мобильный бизнес таких же размеров, которых десктопный бизнес достиг за 15 лет».
Вместе с мобильными и десктопными сервисами, Baidu занимает 75% интернет-рынка Китая. Согласно последнему отчету агентства Morgan Stanley, 50% дохода Baidu приходится на мобильные сервисы. Для сравнения, у крупнейшего на сегодняшний день поисковика Google доля доходов от мобильных сервисов равна всего 30%.
С кем сотрудничает Baidu
Компания активно привлекает к сотрудничеству мировые бренды для расширения своего присутствия в девайсах. Одним из недавних партнеров Baidu стал автоконцерн Mercedes-Benz. Компания будет устанавливать в свои автомобили систему CarLife, которая как раз разработана Baidu и включает в себя карты, навигатор и ряд других полезных автомобилистам интернет-сервисов. По той же схеме налажено сотрудничество и с компанией Audi. Международный интернет-сервис Uber, приложение Microsoft HERE (карты и другие сервисы на Windows Phone) также используют в своей работе сервисы Baidu.
Инвестиции в стартапы
Как и его западные коллеги, Baidu активно инвестирует в стартапы. Так, одна из последних инвестиций была сделана в компанию Qianhai Mobile — поставщика wi-fi в общественном транспорте. Baidu намеревается монетизировать трафик пользователей интернета в общественном транспорте через предложение и продажу им соответствующих мобильных приложений.
Помимо местных компаний, Baidu также интересуется и зарубежными. Так, недавно был приобретен сервис Taboola (США) — платформа по рекомендации контента. С ее помощью поисковик рассчитывает улучшить свой основной поисковый сервис.
Стратегия Baidu по поводу стартапов и своего развития довольно проста. Вот что по поводу нее говорит председатель совета директоров и исполнительный директор Робин Ли: «наша платформа является всеобъемлющей и очень надежной, и мы планируем в полной мере использовать заложенный в ней потенциал — в мобильном маркетинге, онлайн и оффлайн, а также в областях медицины, образования и финансовых сервисов — используя средства нашего фонда, исключительное технологическое преимущество и накопленный опыт».
Планы на будущее
Основная цель развития компании — доминирование в международном мобильном поиске. В Китае 47,5% всего интернет трафика, это мобильный трафик, в то время как в Европе доля мобильного трафика равна всего 34%. Google активно борется за завоевание своей доли на рынке Китая, но преимущество на стороне Baidu, и они не без оснований рассчитывают стать поисковиком №1 во всем азиатском регионе.
Партнерство с международными стартапами, wi-fi сетями, производителями мобильных девайсов и автомобилей премиум-класса скрывает в себе стремление компании к распространению своих технических ноу-хау и дальнейшему завоеванию своей доли уже на международном рынке. И основной акцент в этом «завоевании», как отмечалось ранее, Baidu делает на развитие своего присутствия в мобильных устройствах.
Отдельно про технологии распознавания речи в мобильном поиске
Почти все пользователи смартфонов и даже просто телезрители, не сталкивающиеся каждый день с мобильными устройствами, знают про технологию «О’кей Гугл», когда после произнесенной «волшебной фразы» достаточно лишь голосом задать интересующий вопрос и Google сразу выведет на экран релевантные варианты ответов.
Эта технология хороша работает с европейскими языками, где чаще всего одно понятие описывается одним-двумя словами. Например, слово «мама», можно также произнести, как «мать», и на этом варианты практически заканчиваются.
Но если мы говорим, про группу азиатских языков, то тут уже сталкиваемся с целой кавалькадой сложностей. В Китае одно и тоже понятие может иметь 15 вариантов написания и произношения, различающихся как в зависимости от региона страны, так и в зависимости от других факторов. Также в китайском языке нет жестких стандартов письма, из-за чего стандартные формулы поискового ранжирования трудно применимы к поисковикам, работающим в этом регионе.
Эти проблемы также являются и препонами на пути развития технологий распознавания голоса. И если все варианты написания слов и словосочетаний можно запрограммировать, то проблему изменения значения фразы в зависимости от интонации произношения решить пока что представляется довольно сложным. Но компании не стоят на месте, и Baidu, и Google работают над решением этих проблем. И при условии, что Baidu все же лучше понимает местный рынок, у компании есть все шансы стать лидером в области голосового поиска как у себя в стране, так и во всем азиатском регионе. А там и до остального мира не далеко.
Источник: searchenginewatch.com